В Республике Узбекистан, как и в других странах Содружества, проводится работа по внедрению вычислительной техники во все отрасли народного хозяйства, что рассматривается в качестве одного из рычагов перевооружения производства новейшей техникой с целью повышения производительности общественного труда.
Вместе с тем известно, что автоматика не исключает вмешательства людей в целенаправленный процесс управления производством. Более того, она подчиняется этому процессу. Изменяя социальные условия производства, она изменяет социальные условия жизни людей и сферу их отношений производственного, культурного и мировоззренческого характера.
В этом смысле идет процесс учета и сочетания времени реагирования, достигаемого за счет внедрения в производство электронно-вычислительной техники, со временем реагирования отдельных лиц, групп и коллективов. Управление этим процессом, как мы знаем, принадлежит людям. Это достигается за счет организации и управления социальными системами, включающими, в частности, перестройку государственного аппарата и систем управления, появление новых организаций, ликвидацию отживших организаций и форм управления, появление новых функций у организаций и предприятий и т. п. То же самое происходит и в общественных организациях.
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязь социального реагирования на информацию с социальной информацией включает: социальную информацию, которая в самой себе содержит свое противоречие — социальное реагирование на информацию; социальный информационный процесс со своими конкретными особенностями в каждом отдельном случае; процесс социального реагирования на информацию с его структурными особенностями и сопредельность процессов информации и социального реагирования на информацию, при котором отдельные особенности социального информационного процесса могут совпадать или противоречить особенностям процесса социального реагирования на информацию, что отражается на диалектике внутреннего и внешнего реальных социальных систем.
Глава II
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОМУ
РЕАГИРОВАНИЮ НА ИНФОРМАЦИЮ
1. О СИСТЕМАХ СОЦИАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ИНФОРМАЦИЮ
Социальное реагирование на информацию происходит в системах, которые можно назвать системами социального реагирования на информацию.
Исходя из вышеприведенного анализа функциональных аспектов кибернетики и информационных процессов, к подобным системам можно отнести все без исключения формы, виды и типы государственных и общественных образований и систем и большинство обслуживающих их систем и средств информации. Другими словами, большинство рассматриваемых кибернетикой и информалогией общественных и производственных (в том числе машинных) систем, систем управления и информационных систем являются прежде всего системами социального реагирования на информацию, без чего им невозможно было бы выполнять свои функциональные особенности. Рассмотрим ряд положений специалистов в области кибернетики и философских и социальных вопросов кибернетики и информации в следующей последовательности:
1) этап ориентации поиска;
2) этап выявления особенностей социальных систем, близких системам социального реагирования на информацию;
3) этап поиска и выявления признаков систем, связанных с социальным реагированием на информацию.
Обратимся к первому этапу, в котором приведены характеристики отдельных взглядов и, если можно так сказать, "видения" систем социального реагирования на информацию, их черт, особенностей или аспектов, в частности, в трудах Н. Винера, Г. Клауса, Г, Гриневского, Н. И. Жукова и других авторов, подводящих нас к возможности и целесообразности выделения систем социального реагирования на информацию.
В своей работе "Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее" Н. Винер показывает связь создания кибернетики с социальными потребностями и социальными последствиями. Даже отдельные фрагментарные отрывки из этой работы позволяют, на наш взгляд, получить представление о формировании и развитии как социального отношения к кибернетическим системам управления, так и понимание социальной природы управления в социальных и искусственных системах.
Высказываясь в своей книге "Кибернетика", он говорит: "Тезис, выдвинутый в этой книге, был чреват последствиями для социологии века автоматизации. Мне стало ясно, что человеческий мозг служит своего рода показателем того, на что способна автоматическая машинерия и подчиняется тем же принципам. Я видел, что цифровая вычислительная машина — машина более логическая, нежели арифметическая, и что она может быть приспособлена к управлению производственными процессами. Мне было необходимо занять определенную позицию в отношении моральных проблем, поставленных этой новой промышленной революцией, которая уже явственно обозначилась. В этой связи мною была написана книга "Человеческое использование человеческих существ".