Регулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов населения, уровня его жизни, на оптимизацию рыночных законов в целях развития экономики в целом. Роль государства реализуется через повышение доходов населения, которое обеспечивается инициированием экономической эффективности и производственных мощностей, высокой занятостью населения, а также посредством регулирования деятельности предприятий-монополистов, в области ценообразования, особенно на тарифы и энергоносители. https://Grostal.ru Получите льготный кредит на сумму до 300 млн рублей по ставке от 3% на срок до 7 лет, сайт: i.moscow http://kremniy-granit.ru где заказать столешницу из искусственного камня.
Основным методом регулирования доходов и заработной платы является законодательный, включающий разработку и принятие законодательных и нормативных актов. Среди значимых законодательных актов для регулирования доходов могут быть отмечены: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ.
К экономическим методам регулирования, кроме регулирования минимальной заработной платы, относятся налоговая политика, политика регулирования цен, оплата труда предприятий бюджетной сферы. В условиях рыночной экономики государство, следовательно, влияет на уровень доходов населения через повышение заработной платы занятых в государственном секторе работников предприятий, государственных служащих, учреждений и организаций: учителей, работников культуры и здравоохранения. Рост минимальной заработной платы определяется из финансовых возможностей экономики, а поскольку её размер пропорционален размерам пенсий, пособий и даже штрафов, обоснование величины минимальной заработной платы имеет большое социально-экономическое значение. К экономическим методам регулирования относится фискальная политика, определяющая налоговые поступления в бюджет.
Помимо всего вышесказанного, налоговая система выступает своеобразным регулятором перераспределения доходов населения. Сюда относятся законодательно определяемые налоги с физических лиц и налоговые льготы.
Следующим методом регулирования доходов является административный метод, в основе которого лежит использование сил административных и местных структур власти, которые действуют через запреты, разрешения и принуждения. Государственные органы власти, например, обязывают предприятия своевременно ремонтировать объекты социальной инфраструктуры, озеленять прилегающую территорию, улучшать условия труда, охранять окружающую среду, строить очистные сооружения и т.д.
При переходе к рыночной экономике происходит отмирание прежних административных мер и получают развитие новые. Возникли административные меры контроля деятельности монополий и монопольных рынков, контроля потребительских качеств продукции и товаров, нормы прибыли и контроля цен [2, c. 106-107].
При формировании доходов правительство способно оказывать выборочную поддержку предприятиям наукоёмких отраслей, в том числе обрабатывающей промышленности – прямыми инвестициями или налоговыми льготами.
Через совершенствование налоговой системы правительство способно переложить налоговое бремя на богатые слои населения. Для этого используются прогрессивные ставки налогообложения лиц со сверхвысокими доходами и снижение налога, а может быть, и полное освобождение от подоходного налога лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Правительство гарантирует всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы.
Наличие отдельных депрессивных городов и целых территорий требует от государства в целях поддержания доходов населения этих регионов расходов федерального бюджета, который для этих случаев предусматривает дотационный резерв. Дотационные выплаты могут заменяться налоговыми льготами для городов и территорий, признанными депрессивными [9, с. 73-82].