Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнёров, роль главы семейства и права и обязанности родственников.
Универсальность семьи как института раскрывается в понятии < функции семьи > . Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. На каждом историческом этапе та или иная функция семьи обретала различную значимость – большую или меньшую. В то же время все функции постоянно находились во взаимосвязи, часто помогая одна другой, а иногда, впрочем, и мешая друг другу. Очень трудно разграничить одну семейную функцию от другой. Например, выполнение материальных функций оказывается в определённых условиях необходимым для осуществления семьёй духовных функций ( обучение, воспитание детей ), но реализация духовных функций является непременным условием осуществления материально-производственных функций.
Материальная деятельность семьи на разных этапах её развития выражалась через такие функции, как организация непосредственного процесса производства, накопления частной собственности, организация потребления. Вместе с тем экономи-ческая, материально-производственная, хозяйственно-бытовая функция
на разных стадиях развития общества в значительной мере выступала также средством социального, профессионального, нравственного, политического и правового воспитания подрастающего поколения. Производственный труд в то время не выходил ещё за рамки семьи, происходил на глазах детей. Поэтому уже сама трудовая деятельность родителей
резко повышала родительский авторитет в глазах детей. Следующая функция, присущая ей с древнейших времён,- репродуктивная функция
, то есть функция деторождения, воспроизводства населения. Прежде всего, естественно, биологического его производства. Собственно, даже внебрачное рождение женщиной ребёнка уже создаёт семью – пусть и не полную. Однако воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный момент, то есть не только рождение, но и воспитание и обучение его. Данная функция является функция
социализации
. Новое поколение, приходящее на смену старого, способна научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам. Именно в тёплой благоприятной атмосфере семьи ребёнок естественным образом получают первую социализацию своей личности, обретает основы собственной личности. Конечно же, ныне редко какая семья может дать своему ребёнку ту подготовку, какую может дать ему общество, социальные институты. И потому уже с шести-семи лет наш ребёнок уходит в школу, потом в техникум или в высшее учебное заведение. Но, как правило, тот нравственно-психологический потенциал, который заложен ребёнку семьёй, остаётся на долгие годы и играет заметную роль в дальнейшем профессиональном росте.[10]
Следующая функция – регулирование сексуальных отношении.
Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в половые отношения.
К функциям семьи относят воспитательную
. Она тесно связана с репродуктивной, когда речь идёт о социальном воспроизводстве населения. Семья прививает ребёнку основы определённых идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познаёт и осваивает нравственные нормы, здесь у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения. Да и фундамент физического здоровья и развития закладываются в семье. Это происходит прежде всего благодаря воспитательной деятельности семьи, т.е. целенаправленному воздействию на ребёнка с целью привития ему определённых заранее заданных качеств с учётом требований общества. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребёнка с членами семьи. Да и в период учёбы ребёнка в школе, затем в высшем или среднем учебном заведении, во время работы на производстве воспитательная функция семьи не отмирает, воспитательное воздействие семьи на юное поколение не прекращается.