2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ИНФОРМАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА
Благодаря своим уникальным способностям, связанным с мозгом как высшей формой развития материи, человек выходит за пределы любой структурированной системы. Но именно он, человек, своей деятельностью, основу которой составляет трудовая деятельность, в процессе своего развития постоянно создает, развивает и разрушает системы различной природы, связи которых либо создаются, либо познаются человеком в его отношении к окружающей действительности и своему внутреннему миру.
Человек, как мы понимаем, в своем становлении развивается как система социального реагирования на информацию, учитывающая особенности и закономерности социальных отношений, способности к познанию и использованию знания. В этом плане человек постоянно стремится к таким условиям существования в зависимости от уровня своего развития, которые дают ему возможность входить в контакт с другими системами социального реагирования на информацию и изменять свою систему в зависимости от влияния тех или иных систем, либо оказывать влияние на их изменение.
Вместе с тем, если мы и можем говорить о развитии и функциях человека как системы социального реагирования на информацию, то анализировать мы можем не человека, как систему (человек есть человек, а не система), а систему социального реагирования на информацию человека. Это можно рассматривать как проявление диалектики внутреннего и внешнего, характеризующей природу социального движения материи.
Точно так же, как человек обладает сознанием и мышлением он обладает и системой социального реагирования на информацию, которая формируется у каждого человека на основе сознания и мышления. Если, скажем, сознание характеризуется физиологической активностью, мышлением и чувствами, например, настроением, мышление, в свою очередь, логикой, оценочной деятельностью, то система социального реагирования на информацию человека, на наш взгляд,— уровнями социального реагирования на информацию.
При выявлении и определении уровней системы социального реагирования на информацию человека мы исходим из двух критериев:
1. Из особенностей жизнедеятельности и осознания человеком самого себя как биосоциального существа, т. е. существа, с одной стороны, биологической природы, с другой — социальной, доминирующей, позволяющей сознавать себя человеком, т. е. существом, обладающим только ему присущей психологией восприятия и отражения внешнего и внутреннего миров, логикой мышления и передачи информации, отражающей мысль, внутреннее психологическое состояние, окружающую действительность в языковой форме как в условиях социальных процессов, так и в процессах познания.
2. Из особенностей, определяющих взаимосвязь внешнего и внутреннего миров человека как совокупности общественных отношений.
Первый критерий, подчеркивающий исходную биологическую природу человека, дает нам основание выделить биофакторную подсистему уровней социального реагирования на информацию человека, включающую, как минимум, три уровня: биосоциальный, логико-психологический и языковый.
Второй критерий, учитывающий, что человек есть совокупность общественных отношений, подводит нас к мысли о том, что основные особенности жизнедеятельности человека — социальные, экономические, политические и культурные (духовные) — это особенности развития человека и его образований в социуме. Отсюда, на наш взгляд, можно выделить вторую, социофакторную подсистему уровней социального реагирования на информацию человека, включающую, как минимум, четыре традиционно рассматриваемых наукой уровня: социальный (для предлагаемой системы социально-оценочный), экономический, политический, культурный (духовный).
Перейдем к рассмотрению данных уровней.
Биофакторная подсистема уровней социального реагирования на информацию человека
а) биосоциальный уровень
Биосоциальный уровень социального реагирования на информацию человека включает особенности осознания человеком своей связи с природой как биологического существа и учет этой связи в индивидуальном и общественном развитии на уровне социального реагирования на информацию.
Сколько помнит себя человек, он привыкает контролировать биологические системы своего организма и учитывать состояния, связанные с данным контролем: здоровье, болезнь и вероятную смерть, а также природные и социальные факторы, влияющие на эти состояния. Это также означает, что наблюдения за своим физическим развитием и физическим развитием людей как таковых было, есть и будет продолжаться вечно, пока существует человек и человеческое общество.
Отсюда возникает необходимость учета следующих важных особенностей или сторон развития человека и его функционирования: влияние биологических факторов на социальные; влияние социальных факторов на биологические.