К этому ряду можно отнести, на наш взгляд, предложенную А. Г. Здравомысловым "схему взаимодействия интересов в различных сферах жизни общества"(13) , в которой прослеживаются связи духовных, политических, социальных и экономических интересов на различных социальных уровнях, тем самым выражающих, как мы понимаем, социальное реагирование данных уровней. Вместе с тем данная схема через интересы выражает основные потребности человека и его образований и взаимосвязь материальных и духовных ценностей.
Как бы раскрывают эту схему с вводом значительно большего количества "личностных" характеристик работа М. С. Кагана "Мир общения" и классификация потребностей, приведенная в философском энциклопедическом словаре.
М. С. Каган приводит таблицу "Мир общения", в которой систематизирует, вернее, моделирует условия реального и мысленного общения с объектами реальной и воображаемой действительности, тем самым соединяет в единый мир внешнее и внутреннее в социальном реагировании на информацию при возникновении интересов и потребностей.
В упомянутой классификации потребностей, являющихся одним из источников социального реагирования на информацию, выделяются потребности биологические, потребности социальных субъектов и общества, зависимые от уровня развития данного общества и социальных условий их деятельности, экономические потребности, связанные с психическим состоянием индивида, с отражением в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.
В свою очередь, систематизация информационных потребностей индивида углубляет характеристику потребностей человека (что можно рассматривать как внутреннее по отношению к внешнему) и одновременно более конкретно передает особенности (стадии, этапы) социального реагирования на информацию, другими словами, как бы от информации к информации посредством социального реагирования на информацию.
Так, С. Д. Коготков систематизирует информационные потребности по следующим этапам:
а) наличие и особенности проблемной ситуации в деятельности
субъекта;
б) потребностное состояние субъекта;
в) приблизительное представление о направлении поиска ин
формации, связанной с общим представлением — моделью
деятельности и желаемого результата, вызывающих отношение к
вееру разнообразных объектов, которые потенциально могут стать
объектом потребности. Формируется информационный потенциал.
Все это, как можно понять автора, находится в диалектическом
противоречии и может многократно изменяться. Е. А. Евтюхина
обращает внимание в системе Коготкова на условие превращения
объективной информационной потребности в субъективную —
потребностное состояние субъекта, связанное с моментом
опредмечивания потребности.
Раскрывая особенности опредмечивания потребности и тем самым рождение знания индивида о незнании последнее Е. А. Евтюхина предлагает интерпретировать "как результат происходящих в сознании человека встреч, столкновений, сопоставлений одних представлений о проблеме с другими" , т. е. раскрывает "работу" социального реагирования на информацию на уровне индивида. При этом:
а) при столкновении с другим предметом происходит уточнение
потребности;
б) предмет должен совпадать с системой ценностей, сложившейся у данного человека.
Последнее замечание весьма необходимое, ибо важно, на наш взгляд, и в теоретическом, и в практическом плане учитывать то обстоятельство, что для нормального функционирования любой социальной системы система социального реагирования на информацию должна совпадать с этой системой. И это при том обстоятельстве, что, по замечанию А. Д. Урсула, "в любом случае значимость, понимание и толкование любых факторов зависит, прежде всего, от той системы связей и отношений, в которую мы их включаем. При этом нередко диаметрально противоположное толкование одних и тех же факторов целиком зависит от конкретной системы связей".
В любом случае информация, как мы понимаем, воспринимается, выделяется, формируется, передается и хранится со своим отношением к ней — социальным реагированием на информацию. Последнее, на наш взгляд, потому и способствует "встречам, столкновениям, наложениям и сопоставлению одних представлений о проблеме с другими", что само обладает системой взаимосвязанных, взаимозависимых уровней, способных переходить один в другой, весьма часто заметных при столкновении мнений и позиций отдельных индивидов, групп, коллективов и их организаций и до сих пор еще не сформированных на уровне самого человека.
Перейдем к рассмотрению ряда особенностей системы уровней социального реагирования на информацию человека.