Можно, по-видимому, полагать, что эта система составляющих диалектически соотносится с упомянутыми выше формами, как внутренние и внешние стороны, моменты и особенности социального реагирования на информацию. Вместе с тем на формирование составляющих и их "работу" несомненное влияние оказывают такие, например, факторы, как информационная внутренняя причина, вовлечение информации в сферу общественного использования и управления на уровне развития социальных систем и отношений.
Поскольку эти факторы способствуют, на наш взгляд, формированию определения социального реагирования на информацию, рассмотрим их более подробно.
Первое. Информационная внутренняя причина, по мнению Б. С. Украинцева, регулирует действие системы посредством выбора поведения в ответ на действие тех или иных внешних причин, т. е. в зависимости от изменения внешних условий и состояния системы в каждый момент времени. "Это становится возможным благодаря производству информации в процессе отражения, накопления, переработке и использованию ее системой, а также установлению информации связи (прямой и обратной) между всеми элементами системы".
Думается, это показывает, что управление и целевая причина также выступают как реагирование на информацию. Причем, это относится ко всему многообразию видов управления, начиная от свойственных простейшим живым организмам и кончая социальными формами управления. На наш взгляд, из этого положения важно сделать вывод более общего порядка, а именно: целевая причина, управление реагированием на информацию и подобные им факторы являются особенностями, сторонами, а более конкретно — условиями взаимодействия объектов (су6ъектов действия) с окружающей средой и ее действительностью (конкретным ее проявлением или состоянием) и может возникнуть только при взаимодействии объектов или субъектов действия (или систем — с кибернетической точки зрения).
Отсюда следует, что социальное реагирование на информацию — это одно из условий взаимодействия субъекта действия с окружающей средой и ее действительностью (т. е. ее отдельными сторонами, объектами и явлениями).
Второе. Как показал Б. А. Бокарев, исследуя связь человеческой деятельности с диалектикой развития понятия "управление", в процессе деятельности развивалась тенденция вовлекать в свой круг новые или по новому старые не только природные, но и искусственные объекты. С течением времени эта особенность привела к тому, что "в деятельность стали вовлекаться сложные системы объектов, причем системы, состоящие из разнородных элементов, относящихся к различным видам материи и формам ее движения".
Для нас это обстоятельство имеет значение в том смысле, что при социальном реагировании на информацию происходит именно вовлечение информации в социальную сферу. Это можно представить в виде следующих этапов, стадий или условий:
Сначала знакомство с предметом, оценка его, обнаружение в нем новизны, информативных отличий. Затем, если есть социальная, в том числе научная, производственная, культурная, бытовая и т. п. потребность, привлечение других лиц и вообще — более широкое ознакомление с предметом или информацией о нем отдельных лиц или общественности с целью последующей, уже общественной, оценки информации. По-видимому, этапы социального реагирования совпадают с этапами, стадиями деятельности. Но, если это так, то социальное реагирование на информацию это также форма вовлечения информации в сферу общественных (социальных) отношений.
Третье. Современное развитие философии и науки, главным образом таких направлений, как теория отражения, кибернетика, организация и управление, научная теория информации, убеждает, что управление на уровне развития социальных систем и отношений — это способ существования и достижения цепей на уровне социального движения материи.
Сам по себе способ не может существовать без реагирующих систем (главным образом, субъектов действия — людей), избирательно относящихся к восприятию окружающей действительности и внутреннего мира субъектов, которые обладают информативным характером для этих систем. Таким образом, способ осуществляется на основе социального реагирования на информацию, которое принимает характер отношения к воспринимаемой и передаваемой информации.
Если учесть, как минимум, еще две стороны рассматриваемого процесса, а именно: момент социального реагирования на информацию, который совпадает, с одной стороны, с фиксацией, отбором информации, с другой — способствует проявлению социального реагирования и влияет на производство информации, а также активность социального реагирования на информацию, под которой можно понимать, в частности, ту часть деятельности людей, информационных процессов и систем, которая непосредственно отражается на производстве социальных, научных и технических знаний и общественном воспроизводстве в целом, то, исходя из изложенного, мы можем дать одну из важнейших характеристик социального реагирования на информацию.