Обычно в этих словах Маркса видят обоснование развития науки как производительной силы и научно-технического прогресса. Нам представляется, что данное положение указывает и на другую сторону, а именно на ту основную особенность, которая является одной из основных имманентных условий самого жизненного процесса,— реагирование на информацию в обществе, или, как мы бы назвали, социальное реагирование на информацию.
На наш взгляд, например, в течение 80-х годов социальное реагирование на информацию нашло отражение во многих работах философов, социологов и психологов, как выражающих самосознание общества на современном этапе в зависимости от особенностей "самого жизненного процесса". Можно назвать такие имена, как В. Б. Житенев, Д. Ганчев, Г. Шиллер, В. К. Падерин, В. А. Колеватов, М. С. Каган, О. Н. Крутова, И. Калайков, В. Брожик, М. М. Рассолов, С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский, В. В. Журавлев, Т. В. Керимов, А. Г. Здравомыслов, И. Т. Фролов, Л. В. Скворцов, О. Дж. Левинсон, А. П. Суханов, М. Беркман и др.
При этом, по мнению А. П. Суханова, сознательная деятельность человека способствует превращению биосферы в ноосферу с одновременным развитием инфоноосферы своего обитания. Поскольку инфоноосфера, если придерживаться этой терминологии, невозможна без производства и воспроизводства информации, что невозможно без реагирования на информацию, то реагирование на информацию, как явление сферы обитания человека, становится условием развития этой сферы.
Наконец, в плане раскрытия особенностей "самого жизненного процесса", связанного с социальным реагированием на информацию, большой интерес представляет проблема культуры самосознания, поставленная Л. В. Скворцовым, автор связывает культуру самосознания с деятельностью человека, формированием его духовности и уяснением для него его предназначения. По мнению автора, совершаемые социальные микро- и макропроцессы, их соответствие принципам гуманизма и социальной справедливости, честности и порядочности, либо их извращение, с одной стороны, зависят от культуры самосознания, с другой — могут быть поставлены под общественный контроль на основе воспитания культуры самосознания. Культура самосознания, на наш взгляд, как бы постоянно "шлифует" социальное реагирование на информацию, привнося в социальное реагирование культуру личности в совокупности с общественной культурой (культурой народа, культурой среды).
При рассмотрении противоречия между "своим миром" человека и социальным и научно-техническим развитием XX века Л. В. Скворцов анализирует связь коммуникации и информации и делает вывод, что "общая позитивная направленность деятельности людей не задана общностью получаемой ими информации. Оказывается принципиально важным определить возможность и необходимость общности их практических позиций, позволяющих найти решение общей исторической задачи. Для того чтобы различные субъекты объединили усилия для решения общей задачи, им необходим определенный уровень культуры самосознания, способность к самоограничению и "преодолению самих себя", коррекции ложно понимаемого достоинства". На наш взгляд, речь идет о целесообразности управления социальным реагированием на информацию, формы и методы которого вырабатываются с развитием цивилизации (сходы, вечера, собрания, советы, парламент, средства массовой информации, партийные и профсоюзные объединения и т.п.).
В основе рассмотренных нами отношений лежат хорошо известные зависимости. Так, в природе и обществе многие явления действительности, наблюдаемые предметы, знаки и сигналы, объективно существующие связи повторяются и изменяются, служат составными частями бытия и развития. Если они выработаны, как, например, в обществе, то должны быть объяснены, понятны и опять-таки проверены практикой. При выработке новой информации в процессе труда в информацию закладываются отношения, связанные с наблюдением, с новым знанием или известными закономерностями. Но имея много общего в материальном своем выражении (знаки, сигналы, явления и предметы объективного мира), есть и различия в возможности проверки, использования и создания информации.
Иными словами, реагирование в обществе связано с такими разнородными понятиями и явлениями действительности, как впечатление, суждение, вывод: сознание, мышление, инициатива; оно сопровождает идею, разработку, новшество, исследование, производство и происходит, соответственно, на уровне человека, группы людей, коллектива, общества. В более крупном плане реагирование связано с развитием производства, техники, науки, экономики, права, морали, культуры, в конечном счете, философии, мировоззрения, идеологии.
Обобщая сказанное, приходим к следующему выводу: