Социальное реагирование на информацию

К этой работе примыкает труд В. Б. Житенева "Общественное мнение в социальном управлении". Автор, ссылаясь на работу В. Г. Афанасьева "Человек в управлении обществом", подчеркивает, что " .общественное мнение как специфическая реакция социальных общностей на действия субъекта управления и изменение условий функционирования всей системы способно:

— побудить субъект управления принять то или иное решение в интересах социальных общностей;

— выступить источником важной социальной информации для подготовки и принятия решения;

— заставить скорректировать и даже отменить принятое решение, помочь выбрать из нескольких вариантов решений оптимальное;

— ускорить, облегчить реализацию решений или воспрепятствовать их осуществлению, если действия субъекта управления не обоснованы с точки зрения общественности или не поняты ею;

— научить людей сделать сверх решения, проявить инициативу и самостоятельность при его реализации".

Однако хорошо известно, что социальное развитие не является гладкой дорогой на определенном этапе. Управление социальным реагированием на информацию перестало совпадать с интересами основной массы населения и этим видом управления могли пользоваться в целях, далеких от декларативных заявлений. Другими словами, в период застоя управлению социальным реагированием на информацию либо не придавалось должного значения, либо оно использовалось в интересах, несовместимых с демократией и социальной справедливостью. А это, в свою очередь, означает, что в интересах развития общества и государства нельзя пренебрегать особенностями управления, связанными с социальным реагированием на информацию.

Рассмотрим некоторые особенности управления социальным реагированием на информацию, ряд общих концептуальных и функциональных моментов.

1. Управление социальным реагированием на информацию связано с основной особенностью социальной информации, а именно с тем, что она в самой себе содержит свое противоречие — реагирование на информацию. Практически информация и реагирование на нее формируют управление социальным реагированием на информацию, т. е. происходит процесс, который принимает характер отношения к воспринимаемой и передаваемой информации.

2. Управление социальным реагированием на информацию происходит в системах социального реагирования на информацию. Для нормального функционирования система социального реагирования на информацию должна совпадать с конкретной социальной системой. Другими словами, на достижение цели при управлении можно рассчитывать только при определенных условиях совпадения отдельных сторон социальной системы и системы социального реагирования на информацию. Поэтому каждая социальная система стремится к, своего рода, "унификации" социального реагирования на информацию в своей системе.

Это также означает, что управление системой другими системами или их иерархиями связано с преодолением противоречий между характерными особенностями конкретных систем социального реагирования на информацию, при взаимодействии которых в процессе предметной деятельности и во взаимосвязи с формами общественного сознания достигается вовлечение информации в социальную сферу, а с ней вместе реализуются управленческие действия, отражающие жизненные интересы определенных социальных систем, а также их культуру, мораль и идеологию.

Вместе с тем с особенностями преодоления возможных по условиям развития и общения противоречий систем социального реагирования на информацию связана, на наш взгляд, одна из сторон предметной деятельности людей — вызывать необходимое целенаправленное реагирование конкретной системы (систем) посредством конкретных действий (слов, поступков), либо конкретных видов деятельности (систем воспитания и образования, пропаганды, демонстраций, выставок, рекламы и т. п.). Как правило, данная сторона управления связана с условием изменить состояние или отношение реагирующей системы и получить данные о результатах реагирования. Бесконечно многообразные формы и средства воздействия одних систем на другие, от вежливых слов до грубых физических методов насилия, отражают различные полюсы и уровни культуры, духовные миры, общественные порядки и их извращения, борьбу добра и зла, в конечном счете — классовую борьбу социальных систем.

На наш взгляд, целесообразно различать следующие стороны управления социальным реагированием на информацию: управление; самоуправление; взаимоуправление.

Управление социальным реагированием на информацию различается:

— по формам и содержанию предметной деятельности и ее особенностей, основными из которых являются: а) производственная; б) общественная; в) обычаи и традиции, их взаимосвязь и различия;

— по условиям социальной оценки и целевым установкам: а) вызвать реагирование другой системы (других систем); б) направить реагирование этой системы (этих систем); в) прекратить или изменить характер реагирования другой системы (других систем);

Перейти на страницу: 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...