Другая система социального реагирования на информацию "подстерегает" человека не только на довольно отчетливых этапах его жизни, как, например, знакомство с детским садом, школой, институтом, местом работы и т. п. В процессе контактов с людьми и источниками информации, в планировании своей деятельности и постановке целей человек принимает, отвергает, либо выбирает себе систему (системы), т. е. постоянно сопоставляет, выносит суждения, даст оценку и себе и окружающим его реальным системам, лицам, организациям, учреждениям, обществам не только по их предметным функциональным особенностям, но и как системам социального реагирования на информацию, с которыми он, человек, в настоящем или будущем намерен или не намерен общаться, иметь дело или связывать свои интересы (судьбу). Ибо он сознает, что его социальное реагирование на информацию в этих условиях соответствует, будет или не будет соответствовать контактирующей системе социального реагирования на информацию.
Отсюда, на наш взгляд, человек учитывает, что при самоуправлении социальным реагированием на информацию для условия контакта и перехода из одной системы в другую:
переход связан с необходимостью сохранения своей системы;
переход влечет изменение своей системы;
переход повлияет или не повлияет на изменение другой системы (других систем);
Для самоуправления социальным реагированием на информацию конкретная система связывает знание, либо представление о других системах социального реагирования на информацию с реальным (отражаемым) состоянием и движением (развитием) этих систем и их пониманием.
Переход из одной системы социального реагирования на информацию может быть результатом контакта между системами, В свою очередь и контакт может закономерно явиться производным от перехода из одной системы в другую. Таким образом, реагирование на информацию при самоуправлении определяется особенностями контакта и контактирующих систем, противоречиями, развитием, в конечном счете, диалектикой контакта и контактирующих систем. При этом можно систематизировать ряд условий, связанных с переходом из одной системы социального реагирования на информацию в другую.
Переход может: носить поверхностный, формальный, контактный характер, и в этом смысле он не обладает определенной полнотой связи с другой системой. Переход в другую систему затруднен отсутствием знаний, либо компетентности, необходимых для такого перехода; переход в другую систему осуществляется легко, благодаря знаниям, компетентности, опыту, либо способностям, либо тем и другим вместе.
Наконец, для самоуправления социальным реагированием на информацию как разновидности управления этой стороной деятельности в социуме постоянно имеет значение то, что принимаемое по условиям и обстоятельствам, в частности от контактов, решение может выступать и как момент социального реагирования на информацию, и как условие достижения цели, например, при переходе из одной системы социального реагирования на информацию в другую.
Последнее, в свою очередь, связано с выбором средств и методов, регулируемых по условиям и обстоятельствам системами социального реагирования на информацию. Тем самым средства и методы достижения цели должны соответствовать или быть понятными контактирующим системам.
Взаимоуправление связано с решением проблем, задач и вопросов бытия на основе групповых или коллективных мнений, решений и суждений. Другими словами, общее мнение, решение или суждение должно исходить как минимум от двух людей, в нашем рассмотрении — от двух систем социального реагирования на информацию.
Взаимоуправление — древнейший способ решения общественных, в том числе государственных и производственных проблем. При этом значение данного способа со временем, как показало историческое развитие, приобретает все большую остроту и практическую необходимость в связи с демократическим и социальным развитием.
В современных условиях взаимоуправление опосредует все виды деятельности и находится в диалектическом единстве и противоречии с самоуправлением. Так, например, инициатива должна быть поддержана для ее реализации, решение, даже если его принимает одно лицо, является результатом выбора и влияния информации, высказанной группой или коллективом людей.
К взаимоуправлению мы можем отнести все формы совместного между людьми решения проблем: собрания, советы, совещания, конференции, коллоквиумы и т. п.
Особенностью взаимоуправления является не только взаимный результат или решение, но, главным образом, зависимость от этого результата или решения. Именно эта зависимость опосредует дальнейшие действия и влияет на социальное реагирование систем, на гармонию, согласие, взаимосвязь, с одной стороны, противоречия — с другой, между личным и общественным, на связь между словом и делом, оценки нравственного и безнравственного, дозволенного и противоправного.