— противоречия между уровнем знания, целями и задачами исследования и полученными результатами;
— противоречия между уровнем знания и их практическим распространением и использованием;
— противоречия между системой распространения знаний и информации о них и новым уровнем знания и сознания общества.
Техника, как сфера культуры и культурных ценностей на современном этапе развития общества также неотделима от научно-технического прогресса, где она разделяет с наукой ответственность за научно-технические достижения, является сферой приложения достижений науки и отражает общественную потребность в новых орудиях труда как условии общественного развития.
Культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека практически различает две стороны в понимании техники: технику как орудия, средства и технологию
производства и технику как культуру труда, культуру трудовой деятельности.
В этом последнем своем значении техника исторически связана с понятием мастерства, умения, квалификации. Отсюда непреложным, передаваемым из поколения в поколение является отношение к наследию и новшествам — ценностям культуры, связанным с пониманием способностей, умения, уровня мастерства, характеризующим,— с одной стороны, изделия производства, с другой — труд.
Вместе с тем техника как орудие, средство и технология производства в современных условиях, как никогда ранее, находится в диалектическом единстве и противоречиях с наукой и культурой трудовой деятельности, т. е. постоянно испытывает их влияние и в свою очередь оказывает влияние на них.
Культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека связывает эту зависимость с развитием и использованием результатов научного и технического творчества — изобретательства и рационализации как ценностей культуры в области техники, обязательно являющиеся результатами социального реагирования на информацию, и фиксирует, как правило, те виды и направления техники, которые культивируются на данном этапе общественного развития. Это могут быть виды и направления, которые порождены предшествующим научно-техническим развитием и практикой, не потерявшие своего производственного и общественного значения, вернее, доказавшие свою долговременную значимость для общественного и личного производства людей. Как правило, это орудия, устройства, приборы и средства труда, связанные с такими формами движения материи, как механическая, электрическая, химическая и биологическая, получившие научное объяснение всего лишь за последние четыре столетия и способствовавшие резкому подъему производительных сил общества. Вместе с тем приблизительно с середины двадцатого столетия появляется направление науки, отражающее целенаправленную связь естественных наук — кибернетика, о чем мы говорили выше.
Кибернетика как наука породила и продолжает порождать кибернетическую технику, оказывая влияние как на технику для кибернетических устройств, например, использующих электронику, так и на развитие техники во всех традиционных областях, что способствует созданию автоматических, в том числе гибких автоматизированных систем (робототехники), управление и производственные функции которых совмещены в едином технологическом процессе без вмешательства человека.
Однако вмешательство человека не уменьшилось, а увеличилось (и будет увеличиваться благодаря внедрению компьютеризации в учебный процесс), иначе не было бы "века кибернетики" и современного научно-технического прогресса с уже привычными кибернетическими устройствами — ЭВМ, станками, роботами — на производстве, электронными изделиями, микропроцессорами, микроЭВМ, компьютерами — на производстве и в быту.
Вместе с тем с развитием и влиянием кибернетики резко возросло значение изобретений и патентоведения как дисциплины, способствующей пониманию движения патентной информации (информации об изобретениях, связанных с техникой, законодательством и экономикой).
Н. Винер в своей книге "Кибернетика и общество" отметил, что изобретательство стало означать не случайную проницательность рабочего мастерских, а результат тщательного, всестороннего исследования коллектива квалифицированных ученых.
Искусство как сфера создания культуры и культурных ценностей воспринимается из поколения в поколение как естественный имманентный атрибут культуры. С древнейших времен не прерывается, а только совершенствуется, внося отпечаток времени, традиция, две стороны которой постоянно отражают друг друга, — это украшение, либо своеобразное изготовление создаваемых для пользования предметов и создание произведений, связанных с восприятием действительности и внутреннего мира человека, предметно отражающих замыслы художников. Человек научился посредством различных жанров искусства воспроизводить события, нравы, характеры любой эпохи, любых народов с учетом их представлений о реальном и фантастическом. Образно говоря, искусство тащит груз веков и отражает жизнь собою.