Социальное реагирование на информацию

Культура быта, как хорошо известно, это многообразная гамма народных и социальных особенностей, традиций и увлечений, в том числе модой, зависимых от конкретных материальных условий существования людей. Богатство, бедность, сносное существование, достаток — понятия, связанные не только с материальным различием, но и с культурой быта и отражаемые культурой быта.

Культурный уровень социального реагирования на информацию человека, с одной стороны, фиксирует многообразие, представление о многообразии и возможность создания многообразия особенностей культуры быта, с другой — имеют место стереотипы, нормы, типовые характеристики, ограничивающие эти представления определенными условиями, информативность которых длительное время соответствует их знанию, т. е. остается без изменения. К таким условиям относятся: типовые строения (жилье), ведение домашнего хозяйства, бытовое обслуживание, сложившиеся формы проведения досуга. Вместе с тем эти нормы постоянно находятся в единстве и противоречии с трудовой деятельностью, связанной с культурой быта: особенностями ведения домашнего хозяйства в городе и на селе, пользования транспортом, условиями приобретения и обмена товарами вообще, тем самым выражая отношение к культуре и культурным ценностям. В более конкретном плане это отношение связано с наличием и возможностью использования объектов культуры: парков, музеев, выставок, театров, кино, дворцов и домов культуры, средств массовой информации, с проявлением самодеятельного творчества.

Определенный цикл связей и противоречий, на наш взгляд, относится непосредственно к особенностям создания культуры и культурных ценностей. Как правило, эти особенности связаны с познанием и воспроизведением окружающей действительности и внутреннего мира человека, с выявлением и использованием законов природы и общества, законов диалектики, характеризующих борьбу старого и нового, отживающего и нарождающегося, связь и противоречия между природой и обществом.

При этом общественная практика в качестве основных сфер создания культуры и культурных ценностей рассматривает такие формы общественного бытия и сознания, как наука, техника, искусство, литература и философия, их взаимосвязь и взаимовлияние. Так, показ науки — искусство, развитие же искусства нуждается в науке и технике. Характерна также взаимосвязь искусства, литературы и науки.

Общее, что объединяет эти сферы создания культуры и культурных ценностей, это выявление и развитие соответствующих способностей человека с обязательным условием саморазвития, творчества. Вместе с тем каждая из этих сфер обладает внутренними и внешними сторонами, особенностями развития, взаимосвязь и противоречия между которыми точно так же, как их взаимосвязь между собой, фиксируется культурным уровнем системы социального реагирования на информацию человека.

Наука как сфера создания культуры и культурных ценностей на современном этапе развития общества неотделима от условий научно-технического прогресса, где ей принадлежит ведущая роль в определении путей и условий развития человеческого общества. Ценностями науки являются научные знания и информация о них, которые дают основание для создания научных теории, концепций, выработки взглядов и мнений.

Культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека практически непрерывно контролирует соответствие теорий, концепций, взглядов, мнений и информации о них практике и логике развития самой науки. Наука обобщает данные исследования по естественным, техническим и общественным дисциплинам на каждом конкретном этапе развития общества и вносит интегративный вклад в развитие человеческой культуры в форме уровня знаний. Поэтому культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека безошибочно апеллирует к уровню знаний других систем и контролирует оценку уровня знаний своей собственной системы.

Противоречия, фиксируемые культурным уровнем системы при оценке культурных ценностей в науке, связаны, в частности, с научно-информационной деятельностью, ориентируемой, с одной стороны, на поддержание уровня знаний и информированности своей собственной системы, выявление уровня знаний и информированности различных систем, выявление информации для последующего формирования знаний, с другой — для передачи и распространения знаний и информации о знаниях. Тем самым в современных условиях развития научно-технического прогресса научно-информационная деятельность в определенном отношении является формой социального реагирования на информацию в науке и условием практически непрерывного производства информации.

Отметим, например, следующий ряд противоречий, фиксируемый культурным уровнем системы социального реагирования на информацию человека в науке:

Перейти на страницу: 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...