Социальное реагирование на информацию

К сожалению, отношение к философии и ее влияние на общественное развитие не отвечали необходимым требованиям в последние десятилетия. Это сказалось на проявлении бюрократизма, догматизма и начетничества в социальной сфере, на развитии технократизма и принижении на деле роли диалектики как основы мышления и социальной деятельности.

С нашей точки зрения, недооценивались возможности социального реагирования на информацию, либо отсутствие реагирования на информацию становилось способом и условием поведения. Тем самым подрывалось и влияние философии на общественное развитие, ибо культивировалось пренебрежительное отношение к истине, а социальное реагирование на информацию в значительной степени связано с обнаружением и сокрытием истины.

На наш взгляд, этот тезис был убедительно раскрыт в выступлении главного редактора журнала "Вопросы философии" В. Ф. Семенова: "Смысл философии — всегда новация, объяснение того нового, что возникает в жизни, немедленный отклик на рождающиеся процессы. Все крупные философские мыслители показывали в этом пример, выдвигая свое — философское — объяснение возникающим явлениям. В последнее время эта функция во многом утратила свое значение. Практически не стали проявляться критические функции философии, без которой не может существовать сама философия и объяснение ею мира. Это — функция подвергать все сомнению, прежде чем формировать ответы на поставленные вопросы, функция оценки и переоценки происходящего. Вместо нее на первый план вышло простое оправдание действительности без ее всесторонней объективной оценки".

В современных условиях многократно возрастает значение социального реагирования на информацию как такового. Каждый из уровней социального реагирования на информацию, их взаимосвязь и противоречия можно зафиксировать наблюдением, самонаблюдением, анализом ситуации, деятельности, поступка, поведения конкретного человека при определенных условиях и обстоятельствах объективной действительности. Но это также означает, что уровни системы социального реагирования на информацию человека служат мотивацией деятельности, поступка, поведения и способствуют управлению системой социального реагирования на информацию человека.

3. ОБ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ НА ИНФОРМАЦИЮ

Отдельные аспекты управления социальным реагированием на информацию, на наш взгляд, можно обнаружить в современной научной литературе, и, что весьма важно, они характерно представлены на практике и как выражение классовых противоречий, и как средство достижения целей в процессе общественного развития.

В известной работе В. Г. Афанасьева "Социальная информация и управление обществом" можно различить ряд основных взаимосвязанных уровней управления обществом, а именно: человек, системы и организации, государство и общество. Управлению в определенном отношении подчиняется производство социальной информации и ее переработка, требования различных систем к социальной информации (и тем самым естественное несовпадение этих требований в зависимости от характера системы) и требования к стандартизации и унификации определенных видов социальной информации, как связанных с определенными процессами развития научно-технического прогресса, наконец, требования к системам и социальной информации, создающих условия для дальнейшего общественного развития, включая формирование гармонически развитой личности. В целом "управление обществом неотделимо от непрерывного процесса производства и воспроизводства социальной информации". При этом "управление — непрерывно осуществляющийся процесс целесообразного воздействия на систему".

Автор рассматривает роль информации в управлении обществом, что, так или иначе проливает свет и на особенности управления социальным реагированием на информацию.

Это и требования к системам, взаимодействующим в порядке субъектно-объектной связи для достижения цели, и требования к социальной информации, такие как классовый подход к ее анализу и оценке, и соответствие информации компетентности, полномочиями субъекта управления, который ее использует, и выявление информационного содержания решений, особенности информационного обеспечения решений, причем решение рассматривается как сгусток информации, специально собранной, проанализированной и переработанной субъектом управления.

Упомянутые стороны управления общественными процессами на основе социальной информации и условий ее переработки весьма важны, и, естественно, в различных формах проявляются в управлении социальным реагированием на информацию, в частности, в форме общественного мнения. Хорошей иллюстрацией в этом плане, показывающей роль информации в формировании общественного мнения, постановке задач и методические этапы осуществления конкретных управленческих действий, связанных с государственными и общественными условиями социального реагирования, является книга Д. Ганчева "Изучение и формирование общественного мнения".

Перейти на страницу: 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...