Таковы в основных чертах составляющие управления социальным реагированием на информацию в обществе.
* * *
В рассмотренной работе мы исходили из того общепризнанного факта, что современный человек живет в своеобразном мире информации, непосредственно связанном с восприятием окружающей действительности и своего внутреннего мира, с знанием, познанием, опытом и деятельностью субъектов действия. Но это также означает, что человек, благодаря сознанию и мышлению, способен "видеть" и "сознавать" мир информации целиком, либо в его отдельных частях, аспектах, фрагментах, условиях, ситуациях, как это происходит с отношением к предметам и явлениям окружающей действительности.
Происходит непрерывный с точки зрения явления как такового и дискретный с точки зрения проявления процесс органического сопряжения, совмещения отношения к информации с жизненным процессом, включающим деятельность человека и его образований. Будучи в мире информации, обращаясь к информации, передаваемой предметами и явлениями окружающей действительности, человек тем самым выражает свое отношение к этим предметам и явлениям. Это отношение к информации, выделение ее как информации, заставляющей ориентировать свою деятельность в конкретной совокупности предметов и явлений действительности, условиях и ситуациях, есть реагирование на информацию в условиях социума.
В том, что реагирование органически связано с информацией, в том числе с социальной информацией, а реагирование на информацию — органическое условие развития общества — эти моменты становились все более явными, благодаря развитию таких научных дисциплин, связанных с информацией, какими являются кибернетика, информатика (информалогия), теория систем, социальная и инженерная психология, а также (и это не в последнюю очередь) философское осмысление проблем и вопросов информационной науки.
Важно подчеркнуть, что возможность определенного решения проблемы связано, в первую очередь, с использованием диалектического метода и системного подхода, которыми мы руководствовались при исследовании. Подобный подход вызван тем обстоятельством, что реагирование, а в условиях социума — социальное реагирование на информацию, органически связано с формированием информации в индивидуальном и общественном сознании.
Исследование показало, что информация, как передаваемое по обстоятельствам содержание работы сознания и мышления, отражает особенности окружающей действительности и внутреннего мира субъекта и отношение к ним. Тем самым в информацию, а более конкретно — в социальную информацию закладываются особенности социального реагирования, проявляемые в таких разновидностях социальной действительности, как общение, речь, письмо, поступок, поведение, предметная деятельность как таковая. Таким образом, социальная информация является показателем социального реагирования на информацию и, наоборот, социальное реагирование на информацию воспринимается как информация.
Основные особенности этих проявлений — особенности внутреннего и внешнего, включающие внутренние и внешние проявления процесса социального реагирования на информацию и управление ими. Таким образом, взаимосвязь внешнего и внутреннего характеризует как социальную информацию, так и социальное реагирование на информацию.
В работе показана связь процесса социального реагирования на информацию с кибернетическим и социальным информационными процессами и сделана попытка показать в первом приближении систему социального реагирования на информацию человека. Эта весьма сложная проблема оказалась "податливой", благодаря вышеизложенному пониманию социального реагирования на информацию.
При выполнении данной работы были использованы теоретические положения и взгляды философов, кибернетиков, социологов, психологов, специалистов в области информации, выявлены подходы и вклад отдельных специалистов в данную проблематику.
Работа может иметь применение как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях и в практической деятельности вообще, так как акцентирует внимание на более сознательном отношении к информации и ее использованию с помощью самоуправления и управления социальным реагированием на информацию, т. е. позволяет учитывать в самопознании, самоуправлении и управлении особенности социального реагирования на информацию, тем самым в организации и управлении производством, наукой и культурой, в том числе средствами массовой информации и отраслевыми системами информации. В целом научная разработка характерных особенностей социального реагирования на информацию может, по нашему мнению, способствовать более целенаправленному и эффективному использованию социальной информации.
Наконец, и это, пожалуй, самое важное, хотелось бы отметить следующее. Как показывает ход событий, социальное реагирование на информацию оказывает непосредственное воздействие на любом уровне социальной структуры и социальных изменений. Поэтому, на наш взгляд, актуальность тематики связана в первую очередь с возможностью использования теоретических положений данной работы для их практического использования в области научного управления процессами социального реагирования на информацию в общественных, производственных и государственных целях с учетом взаимодействия социальных структур различных уровней.