2. Мы боимся потерять физические и умственные способности, привлекательность, возможность зарабатывать деньги, статус, независимость.
3. Этот страх воздействует на наше подсознание и усиливает процесс возникновения негативных стереотипов. Реальное восприятие нашего возраста означает, что нам приходится осознать собственную уязвимость и смертность.
4. Мы избегаем реальности путем сегрегации пожилых людей.
5. Изображение пожилых людей, как непохожих на нас, маргиналов, позволяет нам дистанцироваться от того, что мы подсознательно воспринимаем наше возможное будущее.
6. Речь идет о случае "ОНИ" и "МЫ". И чем больше возрастной разрыв, тем больше мы надеемся, что процесс перехода из состояния "МЫ" в состояние "ОНИ" у нас будет дольше.
Упражнение №2. (10 мин.)
Раздать каждому студенту список с описанием молодости и старости, указанный далее.
Попросите участников упражнения отметить слова из данного списка, которые они считают полностью подходящими для описания состояния молодости и старости.
МОЛОДОСТЬ
- свежесть, неполноценность, "щенячий возраст", источник проблем, молодое поколение, незрелость, меньшинство, юношество, расцвет, "зеленый", странный, "неоперившийся", "безусость".
СТАРОСТЬ
- седина, дряхлость, старческое слабоумие, годы упадка, "старый болтун", парализованный, трясущийся, глупый, "одной ногой в могиле", древний, у которого все в прошлом.
Задать вопрос: Являются ли все эти слова полностью подходящими для описания состояния молодости и старости? Если нет, то что не подходит и каких слов не хватает.
Обсудить мнения группы.
Урок 6.
В данном разделе две части. Первая часть урока заключается в проведении ролевой игры. Во второй части занятия студентам раздается информация относительно увеличения числа пожилых людей в мире, после прочтения которой должна быть проведена дискуссия по этому вопросу.
Цели:
1.
Осознать то, что мир стареет.
4. Обсудить значение, которое данная проблема имеет для социальной политики.
Упражнение № 1 (45 минут)
Ролевая игра: Обычный ход работы в общественной палате. Неожиданно приходит объявление о том, что выделяются дополнительные 100 млн. руб. и они будут направлены только в один отдел. Принимается решение о том, что тот министр, который наилучшим образом обоснует необходимость получения этих средств, получит их в свой отдел.
В игре принимают участие:
Министерство социальной защиты:
Министр по вопросам детства.
Министр по делам молодежи.
Министр по вопросам пожилых людей.
Министр труда.
Министр культуры.
Министр по юридическим делам и вопросам правопорядка.
До игры
: Выбрать игроков, которые исполнят роли правительственных министров. Пригласить министров, расположиться в центре комнаты маленьким кругом. Ввести правило: каждый говорит по очереди, иначе его аргументы будут не услышанными. Остальные студенты наблюдают за ходом игры.
Ход игры:
Задать министрам вопрос: Почему они должны получить эти деньги?
Пока один отвечает, другие министры в произвольном порядке задают вопросы. Ролевая игра длится 20 минут. Затем нужно закончить игру независимо от того, появился ли реальный претендент. Обсудить то, как каждый игрок ощущал себя во время игры.