- бабушки, дедушки;
- пожилые соседи;
- школа;
- религия;
- телевидение ( в частности реклама )
- радио, газеты, книги, журналы;
Обсудить ответы группы.
Упражнение №2 (30 мин).
Раздать опросник, в котором изучается то, каким образом пожилые люди изображены в СМИ- по телевидению, в газетах, рекламе, музыке, книгах, фильмах, журналах. Уделить 10 минут для заполнения опросника каждым студентом ( студенты должны написать ответы на отдельном листке).
Опросник.
Телевидение:
1. Назовите пожилых людей, которых вы видите в:
- вашей любимой телепрограмме;
- программе, которую вы смотрите регулярно;
- телевизионных "мыльных операх".
2. Что наилучшим образом их характеризует?
Радио: Назовите радиостанцию, которую вы наиболее часто слушаете.
2. Назовите кого-нибудь в возрасте 60 лет и старше, кто работает в роли ди-джея, репортера, ведущего.
Новости:
1. Назовите людей 60-ти лет и старше, о которых вы:
- недавно прочитали в газете;
- недавно видели в теленовостях.
( о чем шла речь?)
2. Что вы думаете о содержание сказанного ими:
- интересно;
- скучно;
- не знаю.
Фильм:
1. Назовите фильмы, которые вы недавно смотрели, где играли актеры в возрасте 60 лет и старше.
2. Какую роль они играли?
- беспомощный человек;
- герой (героиня);
- мудрый человек;
- друг;
- бабушка (дедушка);
- негодяй;
- лидер;
- романтическая личность;
- другое.
Журналы:
Назовите журналы, которые вы читаете и вспомните представленные в них персонажи в возрасте 60 лет и старше.
Музыка:
Назовите любого ныне живущего композитора, исполнителя в возрасте 60 лет и старше, которых вы слушаете.
Книги:
1. Назовите любые вымышленные персонажи в возрасте 60 лет и старше из книг, которые вы прочитали когда-то.
2. Вам они были:
- безразличны;
- не понравились;
- понравились.
Реклама:
Вспомните какую-нибудь рекламу продуктов или услуг, в которой участвуют люди 60-ти лет и старше.
Какими они являются?
- положительными;
- отрицательными;
- владеющими ситуацией;
- нуждающимися в помощи, уходе;
- глупыми;
- умными;
- в хорошей форме;
- оказывающими помощь;
- дающими советы.
Затем попросить группу зачитать ответы на вопросы из данного опросника.
Обсудить их. В конце обмена мнениями было бы хорошо представить определенный список пожилых людей, в который могут входить некоторые вымышленные персонажи из теле- видеофильмов, книг, журналов, а также людей 60-ти лет и старше, занимающихся политикой и шоу бизнесом (музыкой, театром, рекламой).
Дать группе время для обсуждения данного списка людей, а затем задать следующие вопросы:
1. В какой роли чаще всего изображаются пожилые люди в кино, книгах, "мыльных операх", рекламе?
2. Как наиболее часто изображают пожилых людей: в позитивном или негативном смысле?
3. Какая роль обычно отводится пожилым людям в реальной жизни? (жертв, эксперт и т.д.)
4. О чем скорее всего будет говорить пожилой человек: о том, что представляет общий интерес или о том, что интересно лишь старшему поколению?
5. Исключены ли пожилые люди из некоторых разделов средств массовой информации? Этот факт является значимым?
¨ если ДА, то почему?
¨ если НЕТ, то почему?
7. Этично ли то, что на телевидении и радиостанциях существуют определенные возрастные ограничения для ведущих?