Задолженность по заработной плате, вызванная отсутствием финансирования из бюджетов всех уровней (млн. руб. )
Следует ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии в целях обеспечения авансирования развития российской экономики и доходов государства, что изменит сложившуюся практику получения эмиссионного дохода коммерческими структурами и Центральным банком России. С учетом сложившейся ситуации в российской экономике нужно использовать денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита при жестком законодательном регулировании и контроле. Это позволит отказаться от установленного в 1995 г режима заимствования государством средств для покрытия бюджетного дефицита на финансовом рынке как не соответствующего современному финансовому состоянию экономики, а также уровню развития финансового рынка.
Необходимо пресечь неограниченные заимствования на практически бесплатной и безвозвратной основе средств фондов социального страхования, пенсионного и других для покрытия текущих расходов бюджета. Порядок использования средств, направляемых в фонды занятости и медицинского страхования, не обеспечивает выполнения ими своих социальных функций. В такой ситуации больше всего выигрывает не население, для удовлетворения нужд которого якобы работают эти фонды, а различного рода финансовые структуры, в том числе коммерческие банки, временно использующие проходящие через их счета финансовые средства.
Замещение заимствований федерального и местных бюджетов, осуществляемых на внутреннем финансовом и внешних рынках, целевыми кредитами ЦБ России будет способствовать значительному снижению непосильных для федерального бюджета издержек, связанных с обслуживанием государственного долга. Одновременно появится возможность существенно уменьшить спрос государства на деньги на внутреннем финансовом рынке и соответственно доходность ГКО и других финансовых инструментов. Это позволит направлять банковские ресурсы в реальный сектор. Представляется целесообразным восстановить практику целевого кредитования не только банков для финансирования реального сектора экономики, но и Министерства финансов РФ в рамках предоставления кредитов под проекты на конкурсной основе при возможном участии в таких конкурсах самих банковских структур.
В области налоговой политики в целях нормализации финансового положения основного контингента налогоплательщиков можно выделить следующие приоритеты:
- сбалансированное распределение налогового бремени между отраслями экономики (снижение налоговой нагрузки на топливно-сырьевые отрасли и соответственно уровня затрат в энергоемких производствах);
- проведение политики смещения налоговой нагрузки с промышленных предприятий на население в соответствии с ростом доходов основной его массы;
- изменение действующей практики начисления налогов вне зависимости от факта реализации продукции в сторону учета реальной выручки как базы для налогообложения, что позволит решить проблему уплаты налогов «живыми деньгами».
Переход к социальной ориентации денежно-кредитной системы. В силу своей инерционности денежная система страны не может быть переведена в революционном режиме из одного состояния в другое без существенных потерь для населения. Чтобы свести их к минимуму, необходимо преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству. Именно государство - основной гарант устойчивости национальной валюты и источник доверия к национальным институтам денежной системы.