Исходной посылкой решения проблемы обеспечения государственной гарантии сбережений граждан является исполнение закона " О восстановлении сбережений населения", принятого в 1995 г. В сложившейся ситуации реализация этого закона зависит от: правильности расстановки акцентов в ходе его реализации; понимания необходимости полного восстановления государственного долга вкладчикам Сбербанка РФ в рамках осуществления политики реальной финансовой стабилизации, обеспечивающей долгосрочные перспективы развития российской экономики, а не просто сдерживание инфляции. Чтобы преодолеть тенденцию отсрочки исполнения названного закона, необходимо, чтобы президент РФ принял указ об установлении четкой последовательности (этапности) его реализации. Подобный шаг станет началом признания государством на деле своего долга перед вкладчиками
Повышению привлекательности такой формы сбережений, как вклады в банках в национальной валюте, и преодолению тенденции долларизации сбережений призван служить законопроект "О гарантировании вкладов граждан в банках". Однако представленному законопроекту грозит перспектива стать еще одной "рамочной" нормой, не обеспечивающей реальной защиты и гарантии сбережений населения, прежде всего в связи с тем, что его нормы не распространяются на Сбербанк РФ, концентрирующий более 70% вкладов граждан.
Очевидна необходимость разработки на законодательном уровне и ввода в действие реального механизма стимулирования накоплений граждан, основу которого должны составить гарантии государства относительно сохранности накоплений, а также меры, побуждающие физических и юридических лиц к накоплению. В качестве одной из таких мер можно назвать введение "счетов-накоплений" граждан с персональным зачислением на них части средств компенсационных и дотационных выплат, производимых из средств госбюджета, вместо того чтобы "проводить ' их через фонд заработной платы и себестоимость продукции. Это позволит переключить инфляционную компоненту (относительно зарплаты) с текущих затрат на рост накоплений и сформировать базу для увеличения кредитных ресурсов долгосрочного характера. В этом же направлении должна действовать процентная политика стимулирования накоплений, в рамках которой с учетом социально-экономической ситуации необходимо принятие законодательных положений о режиме установления процентных ставок по "счетам-накоплениям" в зависимости от кредитных ставок, возможности централизованной поддержки.
Социальные ориентиры банковской деятельности. Сегодня очевидно рассогласование интересов банковского сектора с финансовыми интересами субъектов реального сектора и большинства населения. Речь идет о практическом ограничении деятельности банков сферой финансового и валютного рынка и однонаправленности кредитных отношений с населением в пользу заимствования средств граждан.
Прежде всего необходимо разомкнуть круг взаимного недоверия. С одной стороны, имеет место падение доверия населения к Кредитным структурам, вызванное нарастающим количеством банкротств банков (особенно мелких и средних). С другой - отсутствует доверие банков к денежно-кредитной политике и обязательствам правительства и ЦБ РФ, что является нарушением одного из главнейших условий устойчивости банковской системы. С этой точки зрения принципиально важны своевременность выполнения ЦБ РФ своих обязательств, а также разработка правовых норм защиты коммерческих банков от произвола центральных органов.
Имея мощную иерархическую, жестко соподчиненную организационную структуру, ЦБ РФ не должен ограничиваться реализацией собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности коммерческих банков. Регламентация таких макропоказателей, как резервные требования и ставки рефинансирования, преследует главным образом цель ограничения денежной массы. Не менее важны регулирование собственно банковской деятельности, активизация работы кредитно-банковских учреждений с широким контингентом населения. Говоря об изменении характера банковской системы, необходимо отметить еще один аспект - установление четкого "статуса" клиента банка как лица, обладающего определенной совокупностью прав и обязанностей, интересы которого призвано защищать государство. Прежде всего нужно отказаться от неверного, хотя закрепленного в законе положения о том, что государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков. Это - его прямая обязанность перед гражданином.