По оценке Института экономики РАН, в отдельных отраслях промышленности потенциальный рост производства продукции за счет использования эффективной части простаивающих мощностей может быть весьма заметным и обеспечить за период 1998-2001 г. 22-23% прироста продукции отраслей обрабатывающей промышленности (7% в среднем за год), а по промышленности в целом с учетом позитивного влияния данного эффекта на добывающую промышленность - не менее 6% в среднем за год по сравнению с 4,7% по оптимистическому варианту правительства.
Отрасли |
Возможный прирост использования мощностей |
Черная металлургия Цветная металлургия Машиностроение Деревообрабатывающая и цёллю-лозно-бумажная промышленность Промышленность стройматериалов Легкая промышленность Пищевая промышленность |
12-14 15-17 30-32 20-22 37-44 35-50 20-25 |
В социальном плане загрузка простаивающих мощностей означает увеличение занятости, смягчение социальной напряженности и криминогенной обстановки в стране. Незагруженные мощности являются не только важнейшим фактором экономического роста на начальном этапе выхода российской экономики из кризиса, но и предпосылкой активизации инвестиционной деятельности (через механизм мультипликатора - акселератора).
Таким образом, проведение политики, направленной на дальнейшее свертывание так называемых неконкурентоспособных производств, экономически нецелесообразно. К тому же понятие конкурентоспособности относительно. Если в стране по-прежнему будут действовать высокие транспортные тарифы и цены на энергоносители, если конечный спрос и впредь будет ограничен жесткой денежно-кредитной политикой, то неконкурентоспособной будет подавляющая часть российской экономики.
Правительство должно принять меры по созданию более благоприятных условий функционирования реального сектора, снижению налогового бремени, стимулированию конечного платежеспособного спроса, что позволило бы не только остановить гибельное для страны свертывание действующих производств, но и реанимировало бы часть простаивающих мощностей. Если этого не произойдет, то прогнозируемый на период 1998-2001 гг. рост ВВП (116% к уровню 1997 г ) потребует увеличения инвестиций в основной капитал не на 17-23%, как намечено разработанным Минэкономики РФ вариантом социально-экономического развития страны, а на значительно большую величину, примерно на 35-50%. Но подобный прирост инвестиций при существующем ныне дефиците финансового капитала вряд ли возможен. Поэтому попытка сохранения курса на дальнейшее свертывание неконкурентоспособных производств на деле обернется сохранением стагнации.
Многие ученые-экономисты не первый год обращают внимание правительства на неэффективность такой политики. То обстоятельство, что в 1997 г удалось остановить спад ВВП, а также производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, не дает никаких оснований для сохранения в 1998-2001 г. проводимого экономического курса.
Во-первых, спад производства, как показывает анализ, можно было остановить намного раньше. Во-вторых, прекращение спада в условиях увеличения неплатежей, с одной стороны, не способствует ослаблению социальной напряженности в стране, а с другой - не дает возможностей для перехода к экономическому росту.
В третьих, феномен неплатежей привел к резкому увеличению трансакционных издержек, в результате чего стремление к эффективной экономике на деле оборачивается снижением конкурентоспособности ее производств.