Вероятность того, что закон будет реализован и реально улучшит положение малоимущих семей в Тюменской области, низка. Только для Тюменской области потребуется от 42 до 122 млн. руб. (табл. 6). Это в несколько раз больше, чем сегодня тратится на адресную поддержку населения (27 млн. руб.). но меньше, чем выплаты по льготам согласно закону "О ветеранах" (195.8 млн. руб.,)
В последние годы усилилась роль городских администраций в реализации целого ряда программ государственной социальной защиты. Так, органы местного самоуправления получили большую самостоятельность в организации программы жилищных субсидий. В 1998 году им были переданы функции по выплате пособий гражданам, имеющим детей (программа уровня субъекта Федерации). Кроме того, органы местного самоуправления имеют ряд собственных направлений социальной поддержки населения как в виде оказания материальной помощи, так и в виде льгот по оплате услуг детских дошкольных и образовательных учреждений и жилищно-коммунальных расходов. За исключением предоставления льгот определенным категориям населения, социальная помощь, как правило, оказывается разово или на определенный срок и включает:
1) материальную помощь в натурально-вещевой или денежной форме (талоны на продуктовые наборы и помыв в бане, помощь в заготовке топлива и овощей, денежная помощь на приобретение товаров первой необходимости или погашение задолженности по оплате жилья, теплая одежда и др.);
2) обслуживание на дому одиноких и престарелых граждан и инвалидов;
Все расчеты производились исходя из предположения, что распределение доходов в Нефтеюганском районе идентично распределению доходов в целом по России с поправкой на относительный уровень доходов в Ханты-Мансийском автономном округе.
3) оздоровление детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей, малообеспеченных одиноких пенсионеров и др. в санаториях и профилакториях (льготные и бесплатные путевки);
4) консультации.
По форме социальная помощь разделяется на индивидуальную поддержку (конкретных семей/граждан по индивидуальным заявлениям) и благотворительные акции (для групп населения по ходатайствам предприятий и общественных организаций и др.).
Первое место в общем перечне социальных выплат занимают расходы на реализацию федерального закона "О ветеранах" (18% от общих расходов на социальные нужды). Единственной массовой программой по оказанию помощи с четкой привязкой к уровню дохода семьи является программа жилищных субсидий. В 1999 году в Ханты-Мансийском округе она охватила 8533 малообеспеченные семьи или 18% жителей округа; выплаты составили 835 700 тыс. руб. (5% от общих расходов на социальную поддержку). В 1998 году предварительная оценка размера субсидии была небольшой, так что потенциальные получатели отказывались от субсидии. В 1999 году количество получателей субсидий по оценкам ГСЖ возрастет почти в два раза в связи с повышением тарифов (ступенчатое, с 1 марта по 1 мая) и повышением предельно допустимой доли собственных расходов семьи на оплату социального стандарта жилья (до 18% с 1 мая).
"Программа адресной социальной защиты малообеспеченных граждан" Тюменской области сегодня не финансируется целевым образом. Местные органы социальной защиты самостоятельно выбрали три группы, которым должна оказываться помощь в случае, если среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Среди представителей этих трех групп только половину составляют малоимущие граждане с доходом ниже прожиточного минимума, так что статистически это не самые низкодоходные группы. Фактически помощь в денежном виде оказывается только малоимущим инсулинозависимым больным (в этой группе малоимущие вообще составляют только 21%). Две другие выбранные категории частично получают помощь в виде бесплатного социального обслуживания на дому; расходы на нее проходят по другой программе.
Кроме того, действует окружная программа натуральной помощи (распределение одежды, обуви, школьно-письменных принадлежностей), стоимостной эквивалент которой составляет 0,7% от общих расходов на социальные нужды округа.
Программа выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, реализуется с учетом дохода семьи. В 1998 году она в основном осуществлялась через предприятия, поэтому затраты на выплату "детских пособий из городского бюджета были незначительными: 0,1% от общих расходов на социальную поддержку. В 1999 году в связи с передачей выплаты детских пособий в органы социальной защиты эти расходы значительно увеличились.В соответствии с Постановлением Правительства ХМАО №199-55 от 29.09.2000г. произведен массовый перерасчет пособий по увеличению разм еров.Приостановленна выплата 3008 получателей, чей средний душевой доход превышает 100% прожиточного минимума.