Особое внимание в соответствии с правительственной программой уделялось трудоустройству и реабилитации граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, прежде всего, инвалидов, выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В 1996г. Правительством РФ был разработан проект Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000гг., а также наметить первоочередные мероприятия по улучшению социальной ситуации в стране.
Ведущую роль в области адресной поддержки населения призваны играть субъекты Федерации. Ситуация на местах вынуждает переходить к предоставлению многих видов помощи только малоимущим. Так, в Нефтеюганском районе с сентября 1998 года вместо выплаты компенсаций за питание введена адресная программа для старшеклассников: подростки из малообеспеченных семей бесплатно получают горячие завтраки.
При этом принципы, закладываемые в региональные программы адресной поддержки, достаточно спорны. Показательна по своей идеологии и методическим принципам Программа адресной социальной защиты малообеспеченных граждан, которая действует в Тюменской области с 1997 года.
Программа предусматривает доплаты гражданам, которые
1) относятся к одной из 12 выделенных программой социально уязвимых групп;
2) имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
Программа выделяет следующие социально уязвимые категории населения:
1) одинокие неработающие инвалиды и одинокие неработающие пенсионеры, нуждающиеся в постоянном уходе;
2) одинокие неработающие инвалиды и одинокие неработающие пенсионеры в возрасте 70 лет и старше;
3) дети-инвалиды до 16 лет;
4) дети до 16 лет из многодетных семей;
5) дети до 16 лет из неполных семей;
6) дети, находящиеся под опекой и попечительством, в том числе дети-сироты;
7) беременные женщины со сроком беременности свыше 12 недель;
8) кормящие матери, имеющие детей до одного года;
9) студенческие семьи, воспитывающие детей, и малоимущие студенты;
10) хронически больные, нуждающиеся в специальном питании (инсулинозависимые);
11) матери (при их отсутствии отцы) и вдовы погибших воинов-интернационалистов;
12) воины-интернационалисты, ставшие инвалидами без трудовой рекомендации.
Классификация социально уязвимых групп традиционна, сохраняет иерархию ценностей советского общества, не учитывает новые факторы риска и связанные с ними группы населения (безработные, беженцы и вынужденные переселенцы, бездомные, безнадзорные дети и др.).
Программа явно или неявно демонстрирует действующие сегодня принципы социальной защиты:
• сохранение традиционных социально уязвимых категорий населения;
• ограничение числа получателей помощи низко доходными семьями внутри этих категорий:
• сохранение распределительного подхода к оказанию помощи. В нынешних условиях это приводит к тому, что
• игнорируются новые факторы риска;
• выделенные объекты защиты не обязательно относятся к наиболее бедным слоям населения;
• поддерживаются иждивенческие настроения.
В Тюменской области принят закон "Об оказании государственной социальной защиты в Тюменской области" (от 15 января 1997 года), который на региональном уровне воплощает возможность, предусмотренную Федеральным Законом "О прожиточном минимуме": введение адресного государственного пособия как основного вида социальной помощи, предоставляемого в денежной форме за счет средств областного бюджета. Право на получение пособия получают малоимущие семьи (одиноко проживающие граждане), к которым относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Размер пособия на одного члена семьи (одиноко проживающего гражданина) определяется как разница между величиной прожиточного минимума и среднедушевым совокупным доходом семьи (одиноко проживающего гражданина), но не ниже 10% минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации на момент назначения пособия, с учетом районного коэффициента. Адресная помощь может быть оказана также в натуральной форме и в виде предоставления услуг. Закон направлен на увеличение доходов малообеспеченных слоев населения до прожиточного минимума. Он использует критерий соответствия доходов прожиточному минимуму как единственный критерий для получения помощи и не учитывает принадлежность к социально уязвимой категории.