Голосовая связь. Новые технологии, позволяющие человеку в режиме реального времени вести диалог с компьютером, широко используются в повседневной жизни (например, в справочно-информационной службе, когда с помощью тонового набора цифр телефона можно выбирать варианты ответа и постепенно подходить к формулировке запроса автомату). Следовательно, ученые могут опираться на этот опыт, обращаясь к подобным средствам для сбора информации.
Развитие технологий идет еще дальше. Если ещё недавно мы переключались с текста на картинку, то теперь многие специалисты предсказывают переключение на общение с помощью голоса. Уже существуют возможности с голоса записывать текст.
Именно таким способом – автомат набирал номер и начинал вести беседу, кодируя слова-ответы респондента – были проинтервьюированы по телефону 667 человек 18-58 лет из 1000 случайно отобранных жителей северной части Хельсинки. Сделано это было для обеспечения максимальной конфиденциальности в сугубо практических целях профилактики заболеваний. В исследовании, о котором сообщают Е. Кетола и М. Клокарс, на основе самоотчетов с применением голосовой связи измеряли такие признаки риска сердечно-сосудистых заболеваний, как курение, уровень кровяного давления, холестерина, вес тела, потребление алкоголя и т.п. [2, c. 4]. На основании подобной информации автомат принимал решение о том, относится ли данный респондент к группе риска. Таковыми оказались 23% опрошенных женщин и 28% мужчин, которым сразу по окончании интервью предлагалось (компьютером же) обратиться в центр профилактики.
Высоко оценивая эффективность такого рода работы, упомянутые авторы полагают, что при подобной форме общения люди занижали данные о некоторых негативных факторах. Возможно, добавлю, это происходит потому, что и самим себе мы далеко не всегда склонны признаваться в недостаточном внимании к собственному здоровью, в нежелательных поступках и мыслях.
Также существенен вопрос о конфиденциальности. Люди, предпочитающие "безлюдные" технологии и обращающиеся к ним в качестве респондентов, меньше волнуются по поводу конфиденциальности и анонимности их ответов, чем те, кто работает на бумаге [2, c. 4].
Фирма InterSurvey реализовала совершенную методику опроса, соединяющую потенциал Интернет-опросов со статистической надежностью случайной выборки. Как и ряд других компаний, специализирующихся на проведении Интернет-опросов, эта компания формирует панель потенциальных респондентов путем случайного отбора телефонных номеров, но, в отличие от других компаний, включает в панель не только тех, кто имеет компьютер и выход в Интернет, но и все семьи. Те семьи, которые не имеют выхода в Интернет, фирма бесплатно снабжает компьютерами, доступом к сети и адресом электронной почты. Построенная таким образом панель репрезентирует 96% всего населения США. В июле 2000 г. в ней было уже 95 тыс. участников. Для опросов, репрезентирующих население страны в целом, из этой панели каждый раз случайным образом отбирается тысяча респондентов. Могут строиться и выборки для проведения целевых исследований. Если опрос длится сутки, то анкету заполняет примерно 60%; а если двое суток, то – 75% намеченных потенциальных респондентов.