Существуют специализированные сайты (например – “What’s your opi- nion?”), которые рекламируют различные оnlinе-исследования. Естественно, что для подобных исследований респонденты могут приглашаться по электронной почте: в тексте приглашения указывается www-адрес, где расположен сам опросник. Респондент подключается к его программе, заполняет все необходимые поля и вводит свои данные, которые сразу же попадают в базу для автоматизированной обработки [20, c. 119].
"Умная" анкета. Вопросник на компьютере – не просто экранная версия бумажного текста. Приложив весьма незначительные усилия, мы получаем более "умную" версию. Она позволяет автоматически разводить ответы на вопросы, основанные на предыдущем ответе респондента и тем самым уменьшать их взаимовлияние. Она ограничивает возможность фиксации респондентом нелогичного ответа, т.е. противоречащего ответу на предыдущий вопрос, поскольку дает выбрать только определенные, логически обоснованные варианты из всех предложенных. Без ухудшения общего впечатления от ответов она позволяет возвращаться назад и делать исправления, если респонденту это понадобилось. Можно предусмотреть лексику открытых ответов, и т.п. Иными словами, мы можем по ходу интервью программными средствами индивидуализировать вопросник, исходя из некоторых ответов каждого данного респондента.
Тем самым значительные усилия, которые тратятся на тренировку и инструктаж интервьюеров, можно не прилагать, переложив на компьютер многие человеческие функции и уменьшая шансы на ошибки интервьюеров, а также описки, опечатки, неточности, неразборчивость почерка и т.п. Снимается и ряд вопросов, связанных с ответами не по существу, с ошибками ввода данных, кодировкой и т.п. Эти преимущества вполне успешно используются любителями (профессионалами в других областях), предлагающими заполнять те или иные анкеты посетителям многих страничек в Интернете [2, c. 5].
Специально завербованная (панельная) выборка — современная и надежная практика набора респондентов для online-исследований. Она формируется с помощью специально созданной Интернет-панели. Эта технология формирования выборки – самая совершенная с методологической стороны и дает возможность наиболее рационально управлять коммуникацией в среде Интернета. Интерактивно-коммуникационный процесс при проведении опросов через Интернет-панель особенно удачен с точки зрения сетевого этикета, что позволяет успешно привлекать пользователе к опросам. Интернет-панель – это постоянно формирующая и обновляющая» база данных потенциальных респондентов. Она включает респондентов, заполнивших предварительный вопросник, и распределяет их по группам (сегментам). Одна из главных задач Интернет-панели – сбор самых необходимых социально-демографических данных о респондентах. Благодаря им, исследователь может делать выборки, необходимые для каждого конкретного исследования. Информация, которую респондент добровольно сообщает о себе, сохраняется в тайне и не может быть использована в других, не заявленных в исследовании, целях. Она необходима для классификации респондентов в демографические сегменты. Исследователь определяет желаемые сегменты для конкретного onlinе-исследования и рассылает по электронной почте приглашения на участие в опросе тем респондентам, которые и них вошли. В некоторых случаях респонденты приглашаются к оnlinе-исследованию по телефону, обычной почте или лично. Приглашения содержат доступно изложенную информацию о проводимом оnline-опросе, инструкцию по заполнению анкеты и WWW-адрес, где расположен опросник. Вместе с приглашениями возможна и рассылка текстов анкет, если опрос проводится только по электронной почте [20, c. 120].