Самозаполнение на компьютере

До сих пор большинство исследований в США, Германии, Франции проводится посредством личных интервью. По разным и достаточно веским причинам (люди не любят или не могут читать и/или писать, избегают длинных ответов, допускают больше ошибок, делают много пропусков, дают ответы не по существу и т.д.) социологи стремятся избегать анкетирования, то есть самозаполнения. Респондент, а затем и интервьюер (а потом еще и оператор, вводящий данные) оказываются самыми слабыми звеньями в длинной цепи научно обоснованных исследовательских действий.

Но обращение к компьютеру снимает многие трудности из числа обозначенных. И для такого обращения при сборе информации находится все больше оснований помимо названных.

За прошедшие несколько лет ситуация и в нашей стране, и в мире значительно изменилась. Все большее число лиц овладевают компьютерной грамотой и располагают компьютерами. Значит, у исследователей появляется все больше возможностей чаще обращаться к компьютеру при сборе данных, тем более что при этом значительно облегчается их (данных) обработка. Весьма широко прибегают к такому его использованию социологи, психологи, медики, юристы, многие другие специалисты. В методическом плане здесь, прежде всего, продолжает уточняться характер реагирования респондентов на сам факт использования компьютера при проведении исследования, и в этой связи на характер, масштаб и причины различий в данных, получаемых при самозаполнении на бумаге, на компьютере и в ответах интервьюеру.

Cпособ представления данных влияет на степень категоричности ответов: при компьютерном самозаполнении респонденты чаще сообщают об общем ощущении беспокойства, выбирают крайние позиции шкалы, чем когда пишут или произносят ответы. Эта особенность поведения респондентов, однако, проявляется в меньшей степени, если они работают над компьютерной версией вопросника в одиночестве, уверены в анонимности и могут возвращаться назад по тексту, делая исправления [2, c. 6].

Cам по себе компьютер уже не пугает и не раздражает респондентов, что существенно упрощает процедуру и получения, и ввода данных. Еще одним преимуществом использования самозаполнения с помощью компьютера оказываются открывающиеся здесь возможности обсуждения деликатных вопросов. Это объясняется тем, что отсутствие человека, задающего вопросы, создает ощущение большей защищенности ответов от постороннего глаза и, следовательно, повышает желание респондентов сообщать о себе сведения деликатного характера.

Технология проведения опросов в Интернет-форумах или телеконференциях отно­сительно проста и не требует больших временных и финансовых затрат. Информация собирается на протяжении определенного промежутка времени. Для этого необходимо найти телеконференции с интересующей исследователя аудиторией. Целесообразно какое-то время следить за дискуссиями отобранных телеконференций, затем принять активное участие в них. После этого можно поместить в телеконференции вопросы, на которые исследователь ожидает получить ответы. Желательно размещать не весь опросник, а только его часть (ключевые вопросы). На полную анкету, которая рас­положена на Web-сайте, дается ссылка. Респонденты, как правило, охотнее прини­мают участие в таких опросах. При этом возможны определенные проблемы: иска­жение информации, неадекватное реагирование, незаполнение полного текста анкеты. Указанная технология хороша в случае, когда для опроса привлекается группа экс­пертов. Чаще используются открытые вопросы, требующие самостоятельного ввода ответов. Респонденты охотно дают свои ответы и комментарии в телеконференциях, они бывают полнее, чем при традиционном опросе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...