Концепт «множественный индивид»
Индивид (вид, родовое существо) по определению един (автономен), и это фактически так. Он целостен (личностные начала) по своим проявлениям: различиям или инаковости. Единичное и множественное как стороны, или части, феномена «индивид» органически связаны и неотделимы друг от друга. Вместе они составляют единичную множественную сущность бытия индивида по формуле «одно — с другим». Как справедливо заметил Жан Люк Нанси, «единичность каждого неотделима от его бытия со-многи-ми, и потому что, на самом деле, и в целом единичность неотделима от множественности» [1, с. 60]. В то же время «множество, — как пишет об этом известный математик Кантора, — это соединение в единое целое вполне определенных и вполне различных объектов нашей интуиции или нашей мысли».
Единичность изначально заключается во множественности и, наоборот, множественность — в единичности. Если множественное — это всегда растекание с бытием-с-другими (все чаще рациональное), то единичность — завершение представлений в изолированности (оценивание). Притом, что любая форма различия единого в нем самом (индивида) и, надо полагать, для него самого. Потому как множество, на что указывает Корнелиус Касториадис, «есть тождественное себе единство различий».
Различимое существует в границах единого, проявляясь в пространстве и во времени как индивидуальное действие/представление, оно характеризует особенное в поведении. Каждое различимое — это в то же время — отдельное, потому как различать может означать не что иное, как соотношение с чем-то, взятым в другом месте (ситуации). Отсюда проблема: как осмыслить сосуществование множества различий в едином, или сосуществование целого (индивид как целостность и последняя субстанциональность) и частей (элементов множества). Ведь преувеличение единства в поведенческом плане может вести к одномерности,
и, наоборот, множества — к многомерности. Правда, множество само по себе может выступить показателем социальной активности в жизни. И все же правильным было бы сохранить единство в сущностных моментах, а множественность проявлять в различных формах и ситуациях.
Рассмотрим, как данная проблема решается индивидами в психической жизни и вовне (социальные практики). В психической жизни индивид осознает воедино различные свои проявления, сознательно примиряя «инаковости». Тем самым им обеспечивается целостность как необходимое единство («здесь и теперь»). В то же время в социальной жизни целостное представление об индивиде складывается на основе оценки «различий» другими по социально значимым лекалам — логическим и моральным образцам. Следует подчеркнуть, что «различия», какими бы ни были исключения, чаще всего бывают заранее известны, что равносильно чему-то существующему вне индивида, а следовательно, могут быть определены извне и на основании существующих вовне данностей. Эти обстоятельства чаще всего приводят к тому, что индивиды ситуативно заменяют свою психическую единичность на другую, приемлемую извне. Поэтому можно говорить о двух продуктах психической жизни индивида: психической единичности для себя и психической единичности для других. К слову сказать, над «единичностью для других» в особых случаях могут активно потрудиться и имиджмейкеры.
Психическое единичное для себя есть собранное в одно целое представление о себе, взятое с коэффициентом благожелательности. В сетевом поведении индивид исходит из того, что сеть существует для него. Психическое единичное для других есть собранное в одно целое представление о себе, взятое с ситуативным коэффициентом. В этом случае индивид ведет себя так, как будто он принадлежит сети. Наконец, социальное единичное о другом есть собранное в одно целое представление об индивиде, взятое с коэффициентом ожидания/настороженности. Здесь другие по сети пытаются понять, насколько индивид принадлежит сети, чем себе.
Итак, концепт «множественный индивид» может состоять из четырех составляющих. Это «действие/представление как функция интереса»; «психическое единичное для себя»; «психическое единичное для других» и «социальное единичное о другом». Точкой сгущения здесь является действие/представление, с которым связаны три другие составляющие. От того, как соотносятся различные представления, основанные на личном интересе, зависит пребывание, положение и продвижение индивида в сети, а следовательно, и крепость сетевых структур и в целом самой сети. Такими видятся общие установки множественного индивида в сетевых ситуациях. Далее рассмотрим их поведение уже применительно к определенным типам социальных сетей. При этом мы будем исходить из того, что индивиды с их желаниями, интересами и возможностями являются тем материалом (рациональной множественностью), из которого формируется тот или иной тип социальной сети.