Федеральные органы власти: принимают законодательные нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают систему федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживание, образования, культуры. Разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по реализации и определяют источники их финансирования; формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионные, социальное страхования, занятости населения, медицинского страхования…); осуществляют финансирование объектов находящиеся в федеральном ведении; определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; оказывают методическую и организационную помощь региональным органам власти и негосударственным структурам по вопросам социальной политики.
Региональные органы власти: с учетом местных условий и возможностей разрабатывают и реализуют региональные социональные программы, обеспечивают функционирование учреждений находящихся в ведении органов местных властей, разрабатываются нормативные акты, определяют и реализуют порядок и обеспечения слабозащитных слоев населения товарами, продуктами и услугами.
Установились и важнейшие направления взаимодействия федеральных и региональных органов власти: это формирование единого рынка труда; содействие обеспечению занятости и поддержка работников, выработка механизмов регулирование внутренней и межрегиональной миграции, нормализация демографической ситуации в стране, реформирование организационных структур управления и источников финансирования отраслей социальной сферы.
Реализация основных направлений социальной политики требуют принятия ряда законов и нормативных документов, в которых методы и механизмы решений важнейших социальных проблем населения.
В концентрированном виде государственный подход к разработке и осуществлению социальной политики, на год изложен документ: «Основные направления социальной политики», он имел ряд особенностей. Во-первых, в нем изложина идея перехода от системы государственного покровительства, индивидуального социального иждивенца к активной социальной позиции, сориентирован на создание условий позволяющих каждому трудоспособному гражданину реализовать свой потенциал и защитить себя самостоятельно. Во-вторых, в социальной сфере предусматривают сохранение за государством функции социального обеспечения в отношении тех, кто не в состоянии обеспечить жизнедеятельность самостоятельно. В-третьих, принятые основные направления социальной политики были рассчитаны Правительством на один год.
Однако этот документ не принес позитивных изменений в социальную организацию российского общества. Более того: не появилась и социальная доктрина, в рамках которой можно было бы сформулировать основы социальной политики.
Контуры новых социальных мероприятий с определенной корректировкой правительственного курса изложены во втором послании, в котором отмечается, что должен начаться поворот к социальной ориентации экономической реформы.
Становится обязательным учетом государственных минимальных стандартов, в пределах которых будут выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология). Новым принципом названо преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов. Намечена задача - вести курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.
В соответствии новой программой будут проводиться меры, направленные на закрепление наметившихся тенденций стабилизации уровня жизни населения, существенное сокращение масштабов бедности, оптимизацию ситуацию на рынке труда.