Начиная с 1991 года российская экономика переживает глубокий кризис. Резкое падение производства и рост инфляции оказали заметное влияние на уровень жизни людей. С начала рыночных реформ больше половины россиян живут ниже черты бедности.
При всех трудностях Правительство принимает меры по исправлению ситуации в сфере социальной защиты. По сравнению с другими государствами с экономикой переходного периода реализовался "мягкий" сценарии реформ. Сегодня социальная защита является наиболее консервативным институтом в стране не только по сравнению с финансовой системой и производством, но и по сравнению со сферой образования и искусства).
В числе главных проблем значатся, на наш взгляд, вопросы определения категории бедных и нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, алкоголизм, наркомания, одиночество и т.п.), которую он сам не может преодолеть.
Бедность - неоднородное явление. Анализ структуры, причин возникновения бедности и ее масштабов поможет органам социальной защиты решить две задачи:
- определить индивидуальный адресат социальной помощи;
- оценить необходимые для адресных программ ресурсы на уровне субъекта Федерации.
Бедность - это характеристика уровня жизни, структуры и качества потребления, возможности реализовать физиологические и социальные потребности. Дать оценку этим качественным параметрам трудно, поэтому при организации социальной поддержки чаще всего оценивают не потребление; а доход как меру располагаемых потребительских ресурсов. Качественные представления о пороговом уровне жизни при оказании помощи используют только в специальных программах. Например, лиц без определенного места жительства для получения еды и места в ночлежном доме не просят предоставлять справки о доходах. Однако чаще доходы приходится оценивать и сравнивать с некоторым статистическим показателем условной социальной нормы.
Абсолютные методы оценки бедности основаны на сравнении фактического дохода и прожиточного минимума. Соотношение между характеристиками потребления и дохода для двух видов абсолютной бедности представлено в табл. 1.
Уровень абсолютной бедности в нашей стране в последние годы снижался. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1999 году была равна 22%, а по итогам 2000 года - 20,8%35. В 1999 году численность населения с совокупными доходами ниже прожиточного минимума в среднем по стране составила 18% (по сравнению с 30-40% в период высокой инфляции).
Качественные оценки специальных социологических исследований позволяют определить бедность через оценку степени лишений (деприваций), то есть невозможность удовлетворить основные потребности. В международной практике для оценки уровня нуждаемости по косвенным признакам используются также потребительские расходы на каждого члена семьи на товары повседневного спроса.
Таблица 1
Абсолютная бедность
Виды абсолютной бедности |
Характеристика потребления |
Характеристика дохода |
Нищета |
Систематическое недоедание, нет возможности пользоваться социально-бытовыми и жилищно-коммунальньми услугами |
Ниже стоимостной оценки минимального продуктового набора |
Нужда |
Несбалансированное питание, нет возможности обновить одежду, обувь, удовлетворить потребности в отдыхе и другие социальные потребности |
Ниже прожиточного минимума |