Социальные эффекты девиации
Не всякое поведение, включая и девиантное, имеет цель. Большинство рассматривает девиантное поведение как «плохое», как поведение, представляющее собой источник «социальных проблем». Такие оценки распространены в результате тех негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство отклонений от нормы. Однако девиации могут иметь также положительные или интеграционные последствия для социальной жизни. Социологи Льюис Козер, Альберт Коэн и Эдвард Сагарин внесли весомый вклад в понимание этого феномена.
Дисфункции девиации. Несомненно, большинство обществ, способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организованную жизнь общества или даже подорвать ее. Социальная организация общества складывается из скоординированных действий множества людей. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнять свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен весомый урон. Приведем примеры.
Когда один из родителей уходит из семьи, такой поступок обычно усложняет задачу обеспечения и .воспитания ребенка. Когда в ходе сражения боевой расчет перестает выполнять приказы командира и бежит с поля боя, это может повлечь за собой поражение целой армии.
Девиация также подрывает готовность члена общества выполнять свои социальные роли и вносить вклад в функционирование социальной системы. Если некоторые индивиды получают за награждения, причем несоразмерные, «играя» не по правилам (это относится к так называемым бездельникам, симулянтам, пройдохам, подхалимам и паразитам и т.п.), у других возникает чувство обиды и горечи. При этом страдают мораль, дисциплина и верность долгу. Общественная жизнь диктует необходимость доверять друг другу. Человек должен иметь уверенность в том, что другие тоже живут по принятым нормам. Принимая на себя обязательства перед коллективом, член общества вкладывает определенные средства, отказывается от альтернатив и питает некие надежды на будущее, кидает от других людей таких же поступков. Но если эти другие не оправдывают доверия, человек ощущает, что его усилия бессмысленны, напрасны и наивны, и уже не так стремится |играть по правилам».
кции девиации. Девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества. Во первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Социолог Э. Сагарин отмечает:
Р «Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушиями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей . Выказывая враждебное отношение к достаточно хорошим и правильным людям, большинство или облеченная влас-к> группа людей может укрепить идею о том, что хорошо и правильно, и таким разом создать общество индивидов, которое будет более послушным и лояль-I к их идеологии и правилам поведения».
I В о - в т о р ых^-нермы не выражаются в твердых правилах или одах законов (см. гл. 2). Согласно положению Э. Дюркгейма, який раз, когда члены Труппы осуждают некий акт как отступ-яие от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считает-й| нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, ркое поведение неприемлемо для «коллективного сознания», американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из римечательных черт, свойственных органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка называли на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейте же результаты достигаются с помощью средств массовой реформации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда:
«Почему подобные отчеты считаются достойными отражения в печати и [ему они вызывают повышенный интерес у публики? Возможно . они удовлетворяют некую психологическую извращенность, характерную для массовой ауди- тории, но одновременно они составляют главный источник информации о границах допустимого в нашем обществе. Это те уроки, с помощью которых мы учим друг друга тому, что значат нормы и насколько далеко они простираются В переносном смысле на всеобщее обозрение выставляется столкновение между моралью и беспринципностью, и общество указывает, где следует проводить грань между ними . [Нарушитель] как бы предупреждает нас о том, что такое зло, какие личины может принимать дьявол. Тем самым он дает нам почувствовать разницу между опытом, допустимым групповыми рамками, и опытом, выходящим за эти рамки»(К. Эриксон).