Методологические проблемы компьютационной социологии – это известные проблемы компьютерного имитационного моделирования и социального компьютерного моделирования. В частности, это проблема выбора адекватного языка программирования и моделирования, оптимальных алгоритмов, быстрого построения и тестирования модели, оптимизации проведения имитационных экспериментов, интерпретации полученных содержательных результатов, особенно в случае, когда эмпирическая проверка результатов моделирования затруднена или невозможна по принципиальным соображениям.
Компьютационная социология уделяет значительное внимание проблеме, в какой мере результаты имитационного моделирования соответствуют действительным механизмам изучаемого социального явления, в частности, являются ли получаемые результаты копией действительности, правдоподобной гипотезой или компьютерным артефактом. В рамках данной проблемы рассматриваются философские, теоретические, методологические, эмпирические и другие аспекты, в частности, критерии позитивизма, реализма, конвенционализма, интерпретивизма, выдвигаются новые критерии, что способствует более корректной интерпретации получаемых результатов. Практика имитационного моделирования, например, показывает, что, вероятно, не существует "лучшей" модели, удовлетворяющей множеству различных критериев, пригодной для решения предельно широкого круга задач социологии. Для каждого класса задач необходимо применять различные модели. Перспективным подходом при разработке компьютерных социологических моделей также является параллельное программирование, которое в отличие от традиционных языков последовательного программирования позволяет значительно ускорить время вычислении и дает другие преимущества для проведения имитационных компьютерных экспериментов, особенно с моделями "нейронных" сетей, клеточными автоматами и другими компьютерными моделями, требующими параллельных асинхронных вычислений. Разрабатываются так называемые социологические, например, социокультурные алгоритмы [5, c. 135].
Другой методологической проблемой является проблема синтеза компьютерных моделей, например, проблема диффузии и социальных сетей для имитационного моделирования динамики этих сетей. Проблемой также является сравнение результатов, получаемых с помощью различных компьютерных моделей, например, моделей военных конфликтов GeoSim и FEARLUS, клеточных автоматов, "нейронных" сетей и генетических алгоритмов, что необходимо для более обоснованного подтверждения содержательных результатов. Перспективы в решении в решении данных проблем специалисты связывают с разработкой систем искусственного социального интеллекта и с развитием социологической теории.
Эмпирические проблемы. В эмпирической социологии множество исследований являются описательными, не вскрывают причинно-следственных отношений. Так вопросы анкет или интервью в опросах общественного мнения отражают, как правило, следствия (субъективные отношения), а не причины и механизмы. Не все важные количественные параметры и/или логические и эвристические правила, необходимые для разработки компьютерных моделей, можно эмпирически выявить и измерить. Многие эмпирические исследования недостаточно стандартизированы. Их трудно повторять, сосредоточиваясь на изучении небольшого количества фундаментальных социальных факторов, взаимодействий, явлений, процессов и т.д., что препятствует выявлению закономерностей социальных процессов и явлений, что, в частности, необходимо для построения компьютерных моделей.
Компьютеры. Использование имитационных компьютерных моделей в социологии показало, что большинство социальных систем являются сложными. Здесь речь идёт о не количестве элементов и связей в социальной системе и сложности её прогнозирования, а о более принципиальном вопросе. Сложность выражается в том, что социальную систему можно описать только с помощью столь же сложного описания, а более простые описания неполны и в силу этого неадекватны. Иными словами, минимальное количество параметров в компьютерной модели для описания сложных социальных систем может быть равно количеству параметров самой социальной системы. В этой связи возникают проблемы увеличения быстродействия компьютеров для проведения имитационного моделирования сложных социальных систем в приемлемое время. Прогресс в решении данной проблемы специалисты связывают с разработкой систем Artificial Social Intelligence (искусственный социальный интеллект). В этой компьютерной системе общество, организации, индивиды представлены как интеллектуальные «агенты», обладающие знаниями, эмоциями и способные к самообучению. Системами искусственного интеллекта оснащаются традиционные компьютерные модели социальных сетей, клеточных автоматов, «нейронных сетей».
Для разработки систем ASI предполагается использовать содержательные результаты, полученные в рамках компьютационной социологии, новые языки программирования искусственного интеллекта, параллельное программирование, новые алгоритмы, предназначенные для эмоциональных вычислений, использование суперкомпьютера Cray, использование нейрокомпьютеров или специальных нейронных плат, которые представляют собой многопроцессорные компьютеры [5, c. 136]. При этом каждый процессор может работать параллельно и независимо от других процессоров, что даёт значительное увеличение производительности по сравнению с традиционными компьютерами последовательной обработки данных и позволяет эффективно реализовывать модели Multi-Agent-Based Social Simulation для компьютерной имитации Artificial Societies (искусственных обществ), состоящих из интеллектуальных «агентов» [5, c. 137].