Компьютационная социология возникла как средство разработки и проверки социологических теорий, измерения социальных явлений, определения принципов и закономерностей строения и функционирования социальных процессов, социальных систем и их прогнозирования. Она используется также для разработки рекомендаций по управлению различными социальными явлениями, процессами, социальными системами с использованием компьютерных моделей, предназначенных для проведения computer simulation (имитационного компьютерного моделирования). По мнению исследователей, компьютационная социология располагается "между" теоретической и эмпирической социологией, является разделом Social Computer Science (социальной компьютерной науки), которая, в свою очередь представляет часть Computer Science (компьютерной науки). Теоретическим базисом компьютационной социологии являются классические и современные социологические теории, компьютерные теории, теории математической социологии, достижения компьютерной науки и ее раздела – социальной компьютерной науки, Neurocomputer Science (нейрокомпьютерной науки), System Science (науки о системах или системологии), Cognitive Science (науки о знаниях) и других дисциплин. В ней используются общая теория систем, теории мирсистемы, регионов, организаций, городов, теории игр, самоорганизации и т.д. Основной метод описания, анализа, объяснения и прогнозирования в компьютационной социологии – computer simulation (имитационное компьютерное моделирование) – рассматривается как теоретический эксперимент, позволяющий получить новое знание. В компьютерной социологии программирование компьютерных моделей также рассматривается как специфический метод исследования.
Компьютерные модели в компьютационной социологии подразделяются на три класса. Первый класс – компьютерные модели, основанные на классической или компьютерной социологической теории. Второй класс – компьютерные модели, основанные на предварительном эмпирическом анализе собранных данных, без связи с какой-либо теорией, третий класс – компьютерные модели из других областей знания, например, клеточные автоматы, "нейронные" сети, модели детерминированного хаоса, сложности и т.д.
Для разработки компьютерных моделей используются три подхода. 1) Программирование компьютерной модели, используя языки программирования, например: С++, DELPHI, LISP, PROLOG, языки моделирования Smalltalk, Tcl и Tk, MIMOSE и т.д. 2) Использование специализированных стандартных компьютерных "оболочек" для построения компьютерных моделей и проведения имитацинного моделирования, например, язык программирования и среда моделирования SWARM, CORMAS. 3) Использование средств имитационного моделирования, включенных в стандартные математические компьютерные системы, например, MATLAB (версия 6.5), МАТНЕМАТIСА (версия 4.2) и т.д. Применяются специализированные компьютерные системы для построения и обучения "нейронных" сетей и проведения моделирования, например, NeuroSolution, NeuroShell, BrainMaker.
Компьютационная социология КС предъявляет свои требования к социологическим понятиям и теориям, в частности, конструктивность. Под ней понимается возможность практической реализации теоретического понятия или целой теории с помощью какого-либо языка программирования в реально функционирующей компьютерной системе. В этой связи отметим, что главным теоретическим понятием компьютационной социологии является понятие Artificial Society (искусственное общество), реально функционирующая компьютерная система, состоящая из одной или нескольких компьютерных моделей для проведения имитационного компьютерного моделирования. Таким образом, в отличие от традиционных социологических теорий, существующих в форме текстов, или математических социологических теорий, существующих в виде аксиом, математических формул и теорем, в "компьютационной" социологии теория – это реально функционирующая компьютерная система.
В последние годы в компьютационной социологии отмечается переход от моделей "факторов", основанных на принципе социологического реализма и парадигме Equation-Based Modeling, включающей разнообразные математические численные модели, например, системы дифференциальных уравнений, описывающих взаимодействие между социальными явлениями (факторами), к парадигме Multi-Agent-Based Simulation [5, c. 132].
Её модели базируются на принципе социологического номинализма и локальной детерминации, а также на следующих постулатах. Artificial Society является multiagent (многоагентные) systems (MAS). В качестве "агента" может выступать индивид, организация и т.д., что близко к используемому в социологии понятию "actor". Каждый "агент" имеет возможность принимать индивидуальные решения и действия, имеет неполную информацию или возможности и способности решать проблемы и, таким образом, – ограниченную точку зрения. Нет никакого глобального управления. "Агенты" относительно автономны и децентрализованы, взаимодействия между "агентами" параллельны и асинхронны. Наиболее известными компьютерными моделями Multi-Agent-Based Simulation являются клеточные автоматы. В Институте Complex Systems в Санта Фе (США) разработан язык программирования и среда моделирования SWARM, которые предназначены для Multi-Agent Simulation. Эти модели и их разновидности Multi-Agent-Based Social Simulations (MABSS) включают модели эмерджентного (неожиданного) возникновения макросоциальных структур из индивидуальных взаимодействий, групповой динамики. В частности, это модели сетей взаимодействующих пользователей Internet, возникновения норм, порядка, разрешения социальных дилемм, влияние макроэтических и религиозных норм на индивидуальное поведение, возникновения конфликтов в социальных системах и т.д.