Мотивы употребления алкогольных напитков подростками.
В настоящее время во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодежи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков с подростками, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками. Много исследований, посвященных изучению этих вопросов, проведено за рубежом.
Полученные данные свидетельствуют о широком распространении употребления алкоголя за рубежом. Например, в США 91% 16-летних учащихся в штате Нью-Йорк употребляют алкогольные напитки, а 92% мальчиков и 85% девочек в возрасте до 14 лет эпизодически употребляют алкоголь.
Основные мотивы, побуждающие подростков употреблять алкоголь, представлены в таблице [3].
Мотивы (подростки 12-16 лет). |
Процент положительных ответов | ||
нем |
франц |
итал | |
Самоутверждение В том числе: “Потому, что мне это нравится” “Потому что приятно быть немного пьяным” “Потому что мне скучно” Символическое участие (давление со стороны молодежи того же возраста) В том числе: “Потому что мои друзья тоже пьют” “Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей” “Потому что большинство взрослых тоже пьют” “Чтобы легче общаться с другими людьми” Снятие психического напряжения В том числе: “Чтобы придать себе смелости и уверенности” “Чтобы быть спокойнее” “Чтобы было легче разговаривать с людьми” |
56,9 36,9 8,2 11,8 31,1 10,9 6,5 9,2 4,5 12,0 3,8 5,7 2,5 |
52,1 34,7 12,7 4,7 35,2 15,5 7,1 6,5 6,2 12,8 4,6 6,1 2,2 |
65,8 48,6 12,1 5,2 18,7 8,2 3,0 4,3 3,2 15,4 5,8 7,7 1,9 |
Всего |
2019 |
773 |
465 |
Поговорим о причинах, приводящих несовершеннолетних к употреблению алкоголя.
С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического, социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и т. п.) деятельность.
Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. Среди семей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, процент неполных семей, повторных браков констатируется в 27-50% случаев.
Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается прежде всего в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Нездоровый психологический климат семьи отрицательно сказывается на детях, порождая в душе ребенка отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влиянием друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до них.
В подавляющем большинстве случаев напряженный психологический климат в семье связан с пьянством и алкоголизмом родителей. Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье "питейные традиции" становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, алкоголизм девочки на – мать, поэтому трезвенническое поведение матери при злоупотреблении алкоголем отцом в подавляющем большинстве случаев не становится подражанием для сына.
Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу "ненормальных" условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и нарушения в ряде случаев структуры семьи и т. д. Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровыми, семьи подростков, часто употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и свою прямую задачу – воспитание детей. Налицо "социальное сиротство" – отсутствие внимания и заботы о ребенке, подростке при живых родителях. В тех же случаях, когда контроль со стороны родителей имеется, он касается в основном физических потребностей: вовремя и хорошо накормить, одеть, следить за здоровьем ребенка. Внимание же духовному развитию ребенка, к его досугу, интересам, склонностям, как правило, отсутствует, не говоря уж об активном формировании склонностей и интересов подростка.