СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПЬЯНСТВА
“Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым”.
Гете.
Введение
Хотя люди буквально с первых дней знакомства со спиртными напитками знают о его беспримерном коварстве, многие, очень многие все же попадаются в его умело расставленные сети. Попадаются потому, что так уж устроен алкоголь, умеющий заставить любить себя, несмотря на свою распутную, больную и преступную природу.
Один мудрец, имя которого я, к сожалению, запамятовала, сказал: “Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи”.
Дело в том, что пьяницы и алкоголики, будучи носителями отрицательных взглядов и стереотипов антиобщественного поведения, не только постоянно нарушают правила и нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности людей, но и активно способствуют вовлечению в пьянство окружающих, особенно молодежи. Исследованиями установлено: каждый пьяница и алкоголик оказывает деморализующее влияние в среднем на 4-5 человек из ближайшего окружения [1].
На протяжении многих столетий осуществляется поиск наиболее действенных средств и способов ограждения людей от губительного влияния алкоголя, разрабатываются разнообразные меры по устранению многочисленных вредных последствий пьянства и алкоголизма, и в первую очередь меры по спасению, возвращению к нормальной жизни постоянно возрастающего числа жертв пристрастия к спиртному – больных алкоголизмом. Многовековая история антиалкогольной борьбы оставила множество примеров применения в этих целях разных мер вплоть до таких радикальных, как заключение пьяниц в тюрьмы, их физическое наказание, предание смерти, полный запрет производства и продажи спиртных напитков и т. п. Тем не менее потребление алкоголя продолжало неуклонно расти, охватывая все новые группы и слои населения.
Можно предположить, что неуклонный рост потребления алкогольных напитков в мире является следствием, с одной стороны, слабой эффективности используемых человечеством мер со столь опасным социальным явлением, с другой – значительным усилением действия причин и условий, вызывающих приобщение широких масс населения к алкоголю.
Недостаточная теоретическая разработанность вопросов, связанных с распространением алкогольного потребления, односторонность в объяснении причин пьянства и алкоголизма до недавнего времени оказывали отрицательное влияние на содержание и направленность антиалкогольной борьбы, на ее стратегию и тактику.
Практика антиалкогольной борьбы показывает, что решение конкретных вопросов по предупреждению и вытеснению негативных явлений невозможно без глубокого изучения причин, вызывающих потребление спиртных напитков и способствующих распространению пьянства и алкоголизма.
Что порождает алкогольное потребление
В таком сложном социальном явлении, как потребление алкогольных напитков, роль пережитков в сознании и поведении людей велика. Веками формировавшиеся взгляды на алкоголь и многочисленные питейные традиции и обычаи и ныне диктуют людям определенные стереотипы поведения, выступают сильным фактором приобщения к алкоголю. Однако при оценке реальной роли данного фактора в причинном комплексе алкогольного потребления следует иметь ввиду, что причины живучести питейных традиций и обычаев нужно искать не только в сфере общественной психологии и социологии. Они имеют основание и в материально-бытовой сфере жизни широких слоев населения, обуславливаются действием целого ряда социально-экономических причин. Отдельные аспекты причинного комплекса пьянства и алкоголизма кроме всего прочего объясняются и неблагоприятным воздействием на людей конкретно-исторической обстановки.
Примерами такого рода диспропорций могут служить несоответствие между возросшими размерами свободного времени и реальными возможностями его разумного использования (безделье), “скатывание” по социальной лестнице, безработица, социально-экономическая нестабильность в государстве, войны и т. п.
Рассматривая роль указанных социальных факторов в возникновении пьянства, следует учитывать, что имеющиеся в жизни нашего общества объективные трудности и недостатки сами по себе автоматически его не вызывают. Однако они создают определенные предпосылки, психологическую предрасположенность к отклонениям от норм морали, в том числе к употреблению алкоголя.
В отличие от социально-экономических факторов причинного комплекса пьянства социально-психологические чаще всего влияют на приобщение людей к алкоголю непосредственно.