Тяготение людей к алкоголю возникает и в связи с ослаблением стимулов к тем или иным видам жизнедеятельности, с утратой чувства собственного уважения, авторитета, престижа и т. п. “В человеческой жизни, - замечает по этому поводу известный хирург Н. М. Амосов, - есть еще один сильный стимул – престиж. Человек, потерявший удовольствие от напряжения, от высоких достижений в труде, не рассчитывающий на престиж в сфере труда, ищет выход для утверждения своей личности в других сферах. Возникают пороки, изменяющие психологическую напряженность и создающие иллюзию удовольствия” [2]. Распространенным способом иллюзорного самоутверждения, к сожалению, часто является потребление алкогольных напитков.
Рассмотрение причинного комплекса приобщения широких масс населения к алкоголю предполагает изучение личностных характеристик и особенностей индивида. Без этого трудно, например, объяснить далеко не одинаковую приверженность к алкоголю людей, живущих в сравнительно одинаковых условиях и в равной мере испытывающих воздействие неблагоприятных объективных факторов. Это позволяет также ответить на вопрос, почему среди систематически употребляющих алкогольные напитки определенная часть становится на путь алкоголизма.
Станет человек на путь злоупотребления спиртными напитками или нет, зависит, по мнению многих ученых, прежде всего от уровня его социального развития и характера жизнедеятельности. Совокупность социальных характеристик человека (общественная активность, профессиональная деятельность, культурное развитие, идейная и нравственная зрелость и т. д.), обуславливая характер его реакции на действие неблагоприятных факторов, во многом определяет выбор средств достижения душевного комфорта.
В то же время, как свидетельствуют результаты научных исследований, в распространении алкогольного потребления, особенно в развитии пристрастия к алкоголю, определяющую роль играют и особенности организма человека (наследственная, конституционная, обменная, психологические и др.).
При оценке роли биологического фактора в развитии алкоголизма следует исходить прежде всего из того, что развитие и проявление психофизиологических качеств человека, предрасполагающих к употреблению алкоголя, в решающей степени зависит от характера социальных условий в жизнедеятельности людей. Психофизиологические качества человеческого существа есть лишь материальная основа для формирования личности; каким же этот человек станет с точки зрения его социальных качеств – зависит от сложных и длительных взаимодействий данного человека с окружающей его социальной средой.
При характеристике культурных интересов и запросов любителей спиртного, содержания их досуга нельзя не учитывать обратного влияния пьянства, ибо под воздействием систематического, длительного потребления алкоголя многие социальные качества личности значительно ухудшаются. И тем не менее именно социальные качества личности, ее потребности и интересы, сформированные в раннем возрасте, служат основной, определяющей отношение людей к алкогольному потреблению.
Результаты многих исследований убеждают: если у совершеннолетних из-за низкого уровня общей культуры, отсутствия навыков полноценного проведения досуга возникает проблема "как убить время", их спутником непременно оказывается алкоголь, компенсируя тем самым недостаток социально приемлемых средств и способов проведения досуга.
В ходе различных исследований установлена и определена связь между распространенностью пьянства и родом занятий, характером и условиями трудовой деятельности. Так, среди рабочих больше других злоупотребляют спиртными напитками работники малоквалифицированного труда.
Представляется, что на потребление алкоголя влияют и некоторые побочные издержки научно-технической революции. Процессы урбанизации и вызванная этим массовая миграция населения меняют превычный уклад жизни людей, нарушают социальные связи, ослабляют действие сложившихся механизмов социально нравственной регуляции поведения.
При изучении причин распространения алкогольного потребления следует учитывать еще один очень важный момент – под воздействием социально-экономических преобразований, в структуре причинного комплекса пьянства произошли значительные сдвиги: ослабевает влияние на алкогольное потребление факторов материально-бытового характера и резко увеличивается влияние социально-психологических. К последним помимо утвердившегося в общественном мнении терпимого отношения к проявлениям пьянства следует отнести прежде всего возросшую престижность потребления алкоголя как форма общения, широкую распространенность в массовом сознании взглядов и установок на алкоголь как неотъемлемый атрибут веселого времяпрепровождения, средство снятия напряженности и самоутверждения. Подобные в морально-психологической атмосфере вокруг алкогольного потребления способствовали заметному ускорению процесса приобщения к алкоголю женщин и молодежи, тех слоев населения, которые раньше воздерживались от алкоголя.