Составление анкеты надо начинать с обращения к респонденту (опрашиваемому). В обращении кратко излагаются цели и задачи исследования, правила заполнения анкеты и порядок возврата. Главная задача обращения состоит в том, чтобы заинтересовать респондента в обсуждении проблемы.
Вопросы могут быть закрытыми или открытыми. На открытые вопросы опрашиваемые отвечают в свободной форме, и, как правило, ответы содержат большую и разнообразную информацию. Однако закрытие вопросы обеспечивают наиболее полную и целенаправленную информацию. Варианты ответов при постановке закрытого вопросы должны обеспечивать взаимоисключаемость ответов, то есть невозможность одновременно двух или более правильных ответов, предложенных в подсказке на поставленный вопрос. Подсказки должны обеспечивать полноту, исчерпываемость ответов путем включения в него противоположных и исключающих ответов. Если же в вопросе вскрываются причины явления, то допустимо использование нескольких ответов.
Группа вопросов, характеризующих социально-демографическое положение опрашиваемого, обычно помещается в конце анкеты. Это диктуется тем, что вопросы о личности, расположенные в начале анкеты, могут насторожить респондента и привести к искажению достоверности ответов.
Информация об общественном мнении может быть получена на основе:
- наблюдения различных типов: массового, стихийного, организованного, открытого, однократного, многократного;
- изучения документов;
- общественных обсуждений – всенародных, региональных, отдельных социальных групп, отдельных лиц, конференций, съездов;
- научных, методологических опросов;
- интервью;
- анкетирования.
Основным инструментов проведения таких опросов является анкета, заполняемая счетчиком на основе ответов респондентов. Единовременные обследования могут быть сплошными и выборочными. при исследовании общественного мнения используются следующие виды отбора единиц из совокупности: собственно случайный, механический, типический, серийный, комбинированный, многофазный, взаимопроникающий, стратифицированный, квотный. Наиболее распространен типический, который обеспечивает наименьшую ошибку представительности (репрезентативности). Обработка данных об общественном мнении производится следующими методами:
- группировки – одномерные (по одному признаку), двухмерные, трехмерные, относительные и средней величины;
- корреляционный и регрессионный анализ;
- показатели динамики.
Опросы общественного мнения сегодня широко применяются для выявления отношения общественности к актуальным проблемам внутренней и внешней политики. Умело организованный опрос населения позволяет формировать общественное мнение в интересах правящей элиты, манипулировать им при выработке и корректировке политического курса.
Опросом общественного мнения в нашей стране широко занимаются средства массовой информации: редакции журналов, газет, информационные компании, отечественные и зарубежные центры, в том числе филиал Института общественного мнения Г.Гэллапа (США), Центр по изучению общественного мнения при колледже Уильямса и др.