В общую очередь с введением в силу Жилищного кодекса поставлены инвалиды, тяжело больные люди, в том числе, инвалиды войны, семьи погибших - те, кто получил инвалидность при исполнении государственных обязанностей, то есть категории, которые нельзя ставить в общую очередь (это недопустимо), а для старых очередников был выпущен закон №199, в соответствии с которым - а он прошёл сразу второе и третье чтение в Госдуме, и проходил не через комитет по законодательству, а через совершенно другой комитет, потому что был внесён по вопросам, не относящимся к жилищной политике - предлагается практическая монетизация права на первоочередное улучшение жилья. Вместо квартиры по социальным нормам, гарантированной в первоочередном порядке, то есть, с большей скоростью, чем в общей очереди, - будут выдаваться деньги. Казалось бы, возражать против этого можно только в той части, что тяжелобольным людям тяжело выходить на рынок жилья, поскольку там есть много опасностей и т.д. Но это вторичная проблема, так как у этих людей могут быть родственники и друзья, которые могут помочь. Главная проблема заключается в том, сколько будет стоить так называемый квадратный метр, в отношении которого говорится, что он будет по рыночной стоимости оцениваться органами федеральной исполнительной власти, которым будет поручена эта операция.
Разрыв в стоимости квадратного метра в Москве, например, таков: в 30000 рублей оценим самую низкую стоимость 1 кв. места жилья типовых серий домов в районах массовой застройки, то есть, самого дешёвого жилья, и она оценивается Москвой, московскими властями в 30000 рублей за метр. Но в документах правительства, по которым будет проводиться этот расчёт, стоимость одного метра равняется 17500 р. И это себестоимость жилья. Значит, вопрос заключается в том: кто должен покрыть эту разницу? Потому что в противном случае, если её не покроют (Москва, может быть, справится с этой ситуацией), что будет в регионах, изначально дотационных? Они не найдут этих средств, а у людей просто нет таких денег. Подобная же схема предлагается и по чернобыльцам, только ещё одним постановлением правительства Российской Федерации, которое тоже в конце года было выпущено.
Таким образом, эти люди в своём регионе смогут купить квартиру в процентов на 40 меньшую, чем соответствующую тем нормам, которые существуют. Жилищный кодекс даёт шанс эти нормы уменьшить. Потому что никакого минимального федерального стандарта в кодексе нет, ниже которого нельзя опуститься, устанавливая нормы предоставления муниципалитетом нового жилья.
В старом кодексе была такая норма – 12 кв. метров, норма на всю Россию, а в законе об основах федеральной жилищной политики говорилось, что субъекты сами могут установить социальную норму, то есть, минимальную норму, что они и делали.
Сейчас же всё отдаётся на откуп муниципалитетам. А в ст. 19 Конституции говорится, что реализация права граждан, в том числе, и на жилище, не зависит от места жительства.
То же самое – норма постановки на учёт по новому кодексу. Раньше эта была компетенция субъекта, а теперь этот вопрос тоже будут решать муниципалитеты. Чем беднее муниципалитет, тем больше будет тенденция к уменьшению этой границы. И многие граждане просто не смогут вообще встать на учёт.
Сам кодекс, многие его разделы, а не только статьи, вообще не будут работать с 1 марта. Просто потому, что нужно принять массу документов правительству, но и этого мало. Дело в том, что правительство может работать в авральном режиме, а законодательные органы власти субъектов федерации не могут. Там существуют процедуры принятия закона. И если закон не будет принят 1 марта, (в 99 % регионов закон о порядке отнесения к категориям малоимущих, а это напрямую указано в жилищном кодексе, не выработан), то, соответственно, останавливается постановка на учёт на социальное жильё, останавливается деприватизация жилых помещений, как правило малоимущими гражданами, как записано теперь в законе о введении в действие. Причём останавливается просто потому, что не будет ясно, кого относить к этой категории, в каком порядке муниципалитету определять, кто является малоимущим, а кто нет. Муниципалитеты ещё после принятия этих законов должны будут разработать свои нормативные документы, которые будут устанавливать какую-то абсолютную цифру относительно того, сколько должно быть дохода у человека для налогообложения, чтобы признать его малоимущим.