Уильям САМНЕР
(30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джер-си,— 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси) - американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского ун-та, представитель социального дарвинизма.
Определяющее влияние на формирование его концепции оказали труды Спенсера.
В своих работах Семнер исходил из двух основных принципов:
Ø Естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение;
Ø Социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер.
Идея естественного отбора в его интерпретации выступала как идея естественности социального отбора, поэтому социальное неравенство он рассматривал как нормальное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Семнер отстаивал стихийность в социальном развитии (об-во должно управляться естественными законами) и выступал против всех форм государственного регулирования социально-экономических отношений. Его взгляды выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий для свободной конкуренции и обеспокоенной развитием государственно-монополистических тенденций в обществе. В работе “Народные обычаи” (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, Семнер разработал понятия, впоследствии широко применявшиеся в социальных науках. Эта работа вошла в историю социальных наук не исходными социально-дарвинистскими установками Семнера, а анализом нормативных аспектов социальной жизни, роли обычая и этнических стереотипов в социальном взаимодействии.
Основные теоретические идеи этого труда выстраиваются вокруг таких проблем, как природа норм и обычаев, их происхождение, изменение обычаев, механизмы закрепления обычаев и их институционализации, связь обычаев с социальными группами.
Проблема возникновения и закрепления обычаев решается Семнером с позиций социал-дарвинизма. Обычаи складываются на основе удовлетворения индивидами своих потребностей: определенные способы поведения, удовлетворяющие ту или иную потребность и в силу этого выгодные для индивида, закрепляются, становятся привычными. Первоначальным механизмом возникновения обычаев является метод проб и ошибок (метод “грубого эксперимента и отбора”): одни способы поведения оказываются менее болезненными по сравнению с другими, более эффективно обеспечивают удовольствие и оберегают человека от страдания, а потому имеют больше шансов на сохранение. Групповая жизнь людей и их борьба за существование способствовали распространению функционально полезных способов поведения в социальной группе и превращению их в обычаи. Обычаи являются основной социетальной силой. Они опосредствуют в обществе удовлетворение всех человеческих потребностей и накладывают социальные ограничения на биологически детерминированное поведение каждого члена общества. Поскольку возникновение обычаев не осознается людьми, то их происхождение всегда “окутано тайной”, а сами обычаи наделяются для людей “силой фактов”.
Основными свойствами обычаев Семнер считал:
Ø инертность,
Ø изменчивость,
Ø тенденцию к совершенствованию и согласованности.
Обычаи всегда непосредственно связаны с той или иной группой; каждая группа имеет свои обычаи. Развивая эту идею, Семнер ввел понятие “мы-группа”, “они-группа” и “этноцентризм”, (понятие, использовавшееся ранее Гумпловичем), получившие впоследствии широкое применение в социальных науках. Принадлежность к “мы-группе” всегда определяет этноцентричными воззрения человека на мир. Взаимоотношения в “мы - группе” Семнер упрощенно трактовал как согласие, а взаимоотношения между “мы - группой” и “они - группой” - как враждебность, базирующуюся на этноцентризме: склонности человека воспринимать и оценивать различные явления на основе культурных стереотипов своей этнической (социальной) группы. Формы проявления этноцентризма бывают различными: идея исторической миссии и “избранности” собственного народа, патриотизм, шовинизм.
Когда обычаи соединяются с теми или иными идеями и рациональными обоснованиями их существования, они превращаются в нравы
. Дальнейшей ступенью закрепления обычаев, служащей формированию определенной социальной структуры для поддержания определенной группы идей и обычаев, являются институты.