ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема страха, хотя и уходит корнями в далекое прошлое, все еще остается актуальной и всегда будет ей оставаться, ведь пока существует человек, вместе с ним, в нем самом будет существовать и страх. Конечно, по мере развития общества и цивилизации он будет приобретать новые формы, а люди будут изобретать новые способы борьбы с ним. И если общество и дальше будет развиваться как авторитарно-механистическое, то страх всегда будет жить в душе человека.
Неизбежен ли страх, можно ли от него избавится навсегда? Необходим ли он для существования человека как, например, боль, сможет ли человек существовать без страха? Скорее всего нет. Любой человек, совершенно лишенный чувства страха, лишен и всяческой ответственности и обязанности и не способен сосуществовать с другими человеческими индивидами. Поэтому страх не только неизбежен, но и необходим. Как известно, страх положительное качество, когда он мобилизует нас на какое-то действие или останавливает нас. Другое дело, что страх может иметь и отрицательные качества и направлять действия людей в деструктивное русло. Например, одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит в себе силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, то мучительное чувство страха исчезает. Так возникают войны, происходят убийства и т. д. Также, страх, господствующий в обществе, приводит к психологической замкнутости людей, деформации человеческих отношений, деморализации общества. Решение этой проблемы может проявиться и в таких формах, как садизм, мазохизм, нарциссизм и последняя, злокачественная форма - деструктивность, то есть желание уничтожить всех людей. Человечество должно обуздать излишние страхи, нам необходимо посмотреть своим страхам в глаза и научится жить с этим неизбежным спутником любой высокоорганизованной жизни. Для этого необходимо изучать страх, ибо кто предупрежден, тот вооружен. Человек начинает бояться, как только появляется на свет, страх усиливается в несколько раз, когда человек учится мыслить, понимает противоречивость своего бытия, которое состоит в том, что природа наделила человека сознанием, оставив его при этом частью себя. Всю жизнь страхи только усиливаются; когда человек думает, что наконец-то поборол свой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства и мероприятия против него, и кажется, что в этом только и состоит смысл жизни.
С развитием техногенной цивилизации, которая разрушала биологическую основу деятельной личности на протяжении нескольких тысячелетий, нагрузка страха на человека постоянно увеличивается, человек вопреки логике не освобождается от биологических древних страхов, а наоборот, усиливает их и постоянно создает новые. Человеческая цивилизация идет путем страха, а это неизбежно тупиковый путь.
Чем дальше развивается цивилизация и сильнее становится интеллектуальная мощь человечества, тем глубже оказывается бездна, в которую скатывается род людской.
Такая цивилизация превращает людей в массы, массовым становится и страх, он усредняется, становится единым для всего человечества. Этот процесс только начинается. Не столкнемся ли мы с положением глобальной стандартизации страха и образованием массы людей, равной по численности всему человечеству? Этот вопрос уже сегодня должен интересовать идеологов глобализации мировых экономических и социальных процессов.
Итак, мы видим, что страх глубоко коренится в биологической структуре человека. Но, тем не менее, эта структура не является врожденной; она сформировалась в процессе исторического развития и в принципе поддается изменению. Человек может любить других людей, но для этого он сам должен быть независимой и творческой личностью. Истинный гуманизм может победить страх, но, к сожалению, пока тенденций к его преодолению не наблюдается. Чтобы изменить общество, нужно изменить цивилизацию, а долгий и трудный процесс, который не всегда осуществим.