УРОВЕНЬ  ОБРАЗОВАНИЯ  НАСЕЛЕНИЯ

- число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее. Среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения;

- число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте старше 15 лет.

Таблица 1: Динамика уровня образования населения России

Год,

период

Численность лиц с высшим, незаконченным высшим, средним специальным и средним (полным и неполным) образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше

В том числе имеют образование

высшее

Незаконченное высшее среднее специальное и среднее неполное

Неполное среднее

1979

1989

1994

697

806

857

77

113

133

348

483

522

272

210

202

Среднегодовой темп прироста (снижения), %

1979-1989

1989-1994

1979-1994

+ 1,46

+ 1,24

+ 1,39

+ 3,91

+ 3,31

+ 3,71

+ 3,33

+ 1,56

+ 2,74

- 2,55

- 0,77

- 1,96

Как видно из таблицы, среднегодовые темпы прироста уровня образования как по всему населению, так и по каждой выделенной категории замедлились в 1989-1994 гг. по сравнению с 1979-1989 гг. Наиболее интенсивно выросла численность лиц с высшим образованием, сократилась численность населения с неполным средним образованием.

Материалы переписей населения позволяют проанализировать дифференциацию уровней образования городского и сельского населения. Мужчин и женщин, занятого и незанятого населения, занятых преимущественно физическим и умственным трудом и др.

Тесная взаимосвязь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25-45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15-20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравнимость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:

e = å ej wj,

(j)

где ej – средний уровень образования в j-группе;

wj – доля j-группы в структуре населения, принятой за стандартную.

Приведем пример сравнительного анализа обобщающего показателя, характеризующего уровень высшего, незаконченного высшего, среднего специального и среднего полного образования, на примере двух регионов России по материалам микропереписи 1994 г. :

Таблица 2: Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России по данным микропереписи 1994 г.

Возраст населения, лет

Численность населения России в % к итогу

Регион 1

Регион 2

Численность населения в % к итогу

Обобщающий показатель уровня образования

Численность населения в % к итогу

Обобщающий показатель уровня образования

W0

W1

E1

W2

E2

15-24

25-34

35-44

45-54

55-64

65 и более

17,7

18,5

20,6

13,4

14,8

15,0

20,2

20,6

23,5

15,5

11,4

8,8

613

929

864

723

447

225

15,3

17,0

18,9

12,9

16,5

19,4

647

936

891

657

348

191

Итого

100,0

100,0

701

100,0

606

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...