- число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее. Среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения;
- число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте старше 15 лет.
Таблица 1: Динамика уровня образования населения России
Год, период |
Численность лиц с высшим, незаконченным высшим, средним специальным и средним (полным и неполным) образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше |
В том числе имеют образование | ||
высшее |
Незаконченное высшее среднее специальное и среднее неполное |
Неполное среднее | ||
1979 1989 1994 |
697 806 857 |
77 113 133 |
348 483 522 |
272 210 202 |
Среднегодовой темп прироста (снижения), % | ||||
1979-1989 1989-1994 1979-1994 |
+ 1,46 + 1,24 + 1,39 |
+ 3,91 + 3,31 + 3,71 |
+ 3,33 + 1,56 + 2,74 |
- 2,55 - 0,77 - 1,96 |
Как видно из таблицы, среднегодовые темпы прироста уровня образования как по всему населению, так и по каждой выделенной категории замедлились в 1989-1994 гг. по сравнению с 1979-1989 гг. Наиболее интенсивно выросла численность лиц с высшим образованием, сократилась численность населения с неполным средним образованием.
Материалы переписей населения позволяют проанализировать дифференциацию уровней образования городского и сельского населения. Мужчин и женщин, занятого и незанятого населения, занятых преимущественно физическим и умственным трудом и др.
Тесная взаимосвязь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25-45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15-20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравнимость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:
e = å ej wj,
(j)
где ej – средний уровень образования в j-группе;
wj – доля j-группы в структуре населения, принятой за стандартную.
Приведем пример сравнительного анализа обобщающего показателя, характеризующего уровень высшего, незаконченного высшего, среднего специального и среднего полного образования, на примере двух регионов России по материалам микропереписи 1994 г. :
Таблица 2: Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России по данным микропереписи 1994 г.
Возраст населения, лет |
Численность населения России в % к итогу |
Регион 1 |
Регион 2 | ||
Численность населения в % к итогу |
Обобщающий показатель уровня образования |
Численность населения в % к итогу |
Обобщающий показатель уровня образования | ||
W0 |
W1 |
E1 |
W2 |
E2 | |
15-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65 и более |
17,7 18,5 20,6 13,4 14,8 15,0 |
20,2 20,6 23,5 15,5 11,4 8,8 |
613 929 864 723 447 225 |
15,3 17,0 18,9 12,9 16,5 19,4 |
647 936 891 657 348 191 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
701 |
100,0 |
606 |