Но главное состоит в том, что подавляющее большинство мужчин и женщин как на Западе, так и у нас в стране ориентированы на прочную, стабильную и счастливую семью. Установку на любовь, доверие и взаимопонимание обнаруживают не только молодые люди, но и все, кто переживает в своем браке те или иные проблемы.
На Западе четко выражен «спад» сексуальной революции. Ныне явно обозначился поворот к традиционным семейным ценностям — к любви, верности и преданности, к уважению в разделении супружеских и родительских функций и т. д., но с сохранением позитивных завоеваний сексуальной революции — в первую очередь права женщины на радостный союз с мужчиной.
В оздоровлении семьи призвано сыграть свою роль половое воспитание. Именно в эпоху сексуальной революции получили быстрое развитие те отрасли знания, которые изучают проблемы брака и семьи; стало быстро развиваться комплексное изучение полового поведения, возникла новая наука — сексология, изначально включающая в себя не только медицинский, но и социокультурный аспект. Наука вторглась в сферу полового просвещения и воспитания, развились методы психотерапевтической помощи семье.
Каким должно быть половое воспитание?
На Западе, где уже много лет существуют специальные курсы, речь идет в первую очередь о половом просвещении, о знании фактической стороны дела. В Швеции, например, с середины 50-х годов создана единая государственная программа полового просвещения в школе, где детям 5—10 лет рассказывают, откуда берутся дети, о различиях между полами, о внутриутробном развитии и родах; в 11—12 лет — о строении и функциях гениталий, о сексуальных отправлениях, их норме и патологии, их границах; в 14—16 лет ребята более подробно узнают о половой жизни, венерических болезнях, предупреждении беременности, внебрачных детях и т. д. В 17—20 лет речь идет об этических и социальных проблемах половой жизни, о задачах воспитания детей, о принципах создания семьи, причинах отклоняющегося поведения, о трудностях интимной жизни и т. д. Швеция была первой страной, вступившей в сексуальную революцию, когда в б0-е годы были сняты запреты на информацию в этой области, взрывообразно нарастали добрачные и внебрачные связи. Каков был результат? Известный кинорежиссер Ингмар Бергман уже в конце 70-х гг. в многосерийном телефильме «Сцены из супружеской жизни» (сценарий издан у нас) показал, как «просвещенные» муж и жена, выросшие на новых стандартах, оказались удивительно неграмотными в интимной жизни, и им потребовались драматические разрывы и скандалы, прежде чем они поняли, что созданы друг для друга, и обрели способность вести себя соответствующим образом.
Знакомство с фактической стороной дела, с физиологией и техникой полового поведения необходимо, но недостаточно. Оно необходимо потому, что способно предотвратить катастрофические неудачи, связанные с элементарной неосведомленностью. Оно может способствовать также выработке привычки обсуждать возникающие проблемы с партнером, что само по себе очень важно, потому что эти проблемы всегда касаются двоих и только вдвоем, сообща, при полной откровенности можно решить их. И квалифицированный врач-сексолог имеет дело не с одним пациентом, а всегда с парой, лечит и учит пару.
Но знание — это полдела. Многознание уму не научает, говорили в древности. «Мы много знаем,— признавался один из западных сексологов,— но ничего не понимаем». Интимную жизнь нельзя рассматривать только как физиологическую проблему, отвлекаясь от целостного облика человека, от образа его жизни, от более широкого круга его взаимоотношений и взаимозависимостей. Поведение мужчины и женщины в обыденных, житейских, семейных ситуациях — это тоже половое поведение, оказывающее влияние на всю жизнь семьи. Здесь наше невежество безгранично.
Среди мотивов разводов, как известно, преобладают аргументы — «не сошлись характерами». Социологи указывают на психологическую гармонию в повседневной жизни как на базис или предпосылку брачной, в том числе интимной, гармонии. Много пишут и говорят об этом, но что это означает на деле, знает далеко не каждый. Люди неодинаковы не только по своим физическим (сексуальным), но и психологическим характеристикам; поэтому просто необходимо считаться с особенностями партнера и не стремиться подгонять его под свою мерку. Далее, люди в той или иной степени сохраняют в себе реликты собственного детства. Это — прекрасная черта, когда она не подавлена еще в родительском доме либо в созданной человеком семье. Но и опасная, если она превалирует во взрослом человеке. Следует знать, что грубое искоренение идущих из детства импульсов к радости, творчеству, к эмоциональной раскованности не только обедняет жизнь семьи, но и ведет к отчуждению мужа от жены, детей от родителей. Чувство вины, возникающее в таких ситуациях,— источник отклоняющегося поведения. Другая сторона медали состоит в подчас чрезмерном грузе привычек, взглядов и правил, привнесенных в новую жизнь из родительского дома. Эти правила, неизбежно разные и часто противоречивые, мешают по-настоящему сблизиться двум птенцам, вылетевшим из родительского гнезда. Конечно, воспроизводство правил родительского дома — это и воспроизводство традиции, играющей важную роль в смене поколений для стабильности культуры. Человек крепко укоренен в своем родительском доме. Поэтому нельзя бесцеремонно разрушать идущие из детства любовь и преданность партнера образу родителей. Выяснение изъянов и взаимные попреки по их адресу бесперспективны, способны завести брак в тупик. Но и некритическое следование родительскому примеру одного из супругов вызывает напряженность в их отношениях. Следует стремиться к взаимной терпимости и терпению, к выработке совместной дистанции по отношению к родительским образцам и, что греха таить, к многочисленным родительским попыткам осуществлять скрупулезное руководство своими взрослыми детьми.