Для удовлетворения потребности в профессионально подготовленных кадрах промышленности (главным образом машиностроения) потребуются инженерно-технические специалисты, обладающие знанием в области маркетинга, анализа хозяйственной деятельности, управления персоналом.
Стабильным спросом у работодателей пользуются бухгалтеры, особенно главные, бухгалтеры-экономисты и бухгалтеры-аудиторы. По оценкам экспертов, эта тенденция сохранится.
Несколько замедлится, но останется достаточно динамичным спрос на работников ЖКХ, торговли, причем как на рабочих, так и на специалистов высшей и средней квалификации.
Дальнейшее движение к рынку предполагает развитие сферы обслуживания. Потребители становятся все более взыскательными к ассортименту и качеству предоставляемых услуг, что обусловит повышение спроса на представителей таких специфических профессий, как стилисты, художники-дизайнеры, модельеры. Развитие и распространение компьютерных технологий и информационных систем поддерживает стабильный спрос на специалистов в сфере информационных технологий.
Большинство профессиональных учебных заведений области (68 %) планирует в ближайшие годы увеличить количество студентов и учащихся. Те, кто владеет информацией о ситуации на рынке труда, намерены уменьшить прием на обучение по профессиям, не пользующимся спросом, и увеличить его только по тем, которые действительно необходимы. Например, в Кировском филиале Московского гуманитарно-экономического института прием на специальности «юриспруденция», «финансы и кредит» будет сокращен, а на специальности «менеджмент», «журналистика», «психология», «дизайн» — увеличен.
Что же нужно предпринять для оптимизации параметров системы подготовки кадров в области, их приближения к реальным потребностям экономики? Представляется целесообразным:
— реформировать систему профессионального образования с учетом преобразований в экономике и социальной сфере региона, прогноз развития которых должен содержать раздел «Потребность в кадрах» или «Развитие человеческих ресурсов»;
— организовать мониторинг процесса формирования спроса и предложения рабочей силы для определения перспективной (на пять-десять лет) потребности в кадрах в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационном аспектах и выявления требований, предъявляемых к работникам со стороны работодателей. Результаты мониторинга могли бы стать основой для определения параметров подготовки необходимых кадров, что предполагает, в свою очередь, формирование единой системы профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения, обеспечение взаимосвязанного развития рынка образовательных услуг и рынка труда;
— создать постоянно действующий региональный центр содействия развитию персонала предприятий; возродить систему производственной (внутрифирменной) учебы, переподготовки и повышения квалификации;
— установить нормативы финансовых затрат работодателей на эти цели, а также льготного налогообложения средств, направляемых ими на переподготовку высвобождаемых и других кадров при осуществлении структурной перестройки производства или сокращения рабочих мест;
— содействовать трудоустройству и адаптации к требованиям рынка труда выпускников учебных заведений путем расширения практики контрактной системы подготовки кадров; квотирования рабочих мест; стимулирования тех работодателей, которые создают рабочие места для выпускников или принимают их на работу, предоставляют студентам возможность пройти производственную практику; введения в учебные программы вопросов самоопределения и поведения на рынке труда, технологии поиска работы и самопрезентации; создания в учреждениях профессионального образования специализированных структур (агентств, отделов), занимающихся содействием трудоустройству студентов на временные и постоянные рабочие места, а также регионального центра содействия занятости выпускников и их трудовой адаптации в рыночных условиях.