Секта
— религиозная группа, возникающая как оппозиция к той или другой церкви. Обычно секты образуются в тех случаях, когда небольшая группа представителей церкви, неудовлетворенная традиционными ритуалами, отделяется и создает новую религию. Секты сравнительно малы; обычно они стремятся найти свой «истинный путь» и следовать ему. В работе «Хозяйство и общество» М. Вебер разработал социологическое понимание церкви и секты, сопоставляя их по трем признакам (вернее — по трем группам признаков): 1) отношение к «миру»; 2) критерий членства; 3) организационная структура.
1) Отношение к «миру». В отличие от церкви (которая не противопоставляет себя «миру», принимает его культуру и соглашается с его порядком) секта тяготеет к неприятию, осуждению «мира», мирских порядков, ей свойственна тенденция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Члены секты считают господствующую церковь продажной.
2) Критерий членства. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство. Критерии членства в церкви таковы, что практически каждый может быть и оставаться членом церкви. Крещение в детском возрасте — логическое следствие такой позиции. Членство в секте предполагает добровольное, сознательно принимаемое решение. Отсюда - крещение взрослых: членами секты становятся не по рождению, а по своей воле; в секту принимают в зависимости от соответствия определенным критериям, необходимым для вступления. Обычно необходимым считается «обращение» (как свидетельство того, что вступающий преобразуется из «падшего», «поврежденного» состояния). Нарушение моральных принципов группы или отступление от учения наказывается исключением. Считается, что спасение достигается лишь совершенствованием, моральной чистотой, а поскольку это требует преодоления мирских соблазнов (алкоголь, курение и т.п.), для секты характерен аскетизм, самоограничение, суровость нравов.
3)Организационная структура. Церкви свойственна бюрократическая организация. Руководство в церкви принадлежит специально подготовленному профессиональному духовенству. Большинство сект почти или совсем не имеют профессиональных священнослужителей и подчеркивают равенство всех своих членов, в них отсутствует деление на священства и мирян. Секта тяготеет к руководителю харизматического типа (церковь - административного).
Деноминация
— третья форма религиозной организации, признающая возможность духовного возрождения для всякого верующего. Отличается терпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики. С точки зрения Р. Нибура, деноминация представляет собой промежуточное звено между сектой и церковью: секта, деноминация, церковь - основные этапы в процессе развития религиозной организации. Например, Мартин Лютер восстал против католицизма, изложив 95 тезисов своего нового вероучения на дверях местной церкви в 1517 г. В настоящее время лютеранство - официальная религия во многих Скандинавских странах и одна из многих протестантских деноминаций в Америке. Подобная эволюция происходит под влиянием нескольких факторов:
• с течением времени в любой группе складываются определенные ритуалы и правила;
• секта должна создать систему сохранения своей духовной сущности, своих целей и задач, чтобы обеспечить последовательную смену лидеров; это также способствует формированию более четких норм и ритуалов;
• по мере увеличения секты она должна финансировать свою деятельность за счет пожертвований членов, благотворительных базаров и т.д.