Религиозные идеи всегда имеют своего носителя, и этим носителем является определенная социальная общность. На протяжении длительного периода, охватывающего примитивную и архаическую религии, социальным носителем религии была не специфическая религиозная группа, но общество в целом. Исторически ранние религиозные общности — это общности «витального» типа (такие как семья, род, племя, народ, государство). Сами эти общности обладают сакральным характером. А на более поздних стадиях, в обществах Древнего Востока, например, государственное и религиозное устройство совпадали. Религиозная принадлежность определяется здесь не принадлежностью к какой-либо системе веры или специфической религиозной группе, но принадлежностью к данному социальному целому. Такие религии называют «народными религиями», подразумевая, что их социальным носителем, «телом» является народ (для их обозначения используется также термин «диффузная религия», которое ввел М. Йин-гер, говоря о религиях родового общества). Самые первые религиозные организации создаются в таких обществах с диффузной религией прежде всего у малых девиантных групп, которые стремятся к изоляции от «большого общества» посредством создания особого религиозного общества, собственной религиозной организации. Например, на первых порах христианская община — это харизматическая группа (термин М. Вебера), включавшая в себя Учителя и его учеников, которых отличало от всех остальных («непосвященных» и «заблудших»), не знающих истины и идущих путем гибели, знание этой истины и путей спасения (Христос говорит: «Я есть истина и путь»). Исторические религии впервые создают специфически-религиозные общины - отдельные, обособившиеся от естественных социальных сообществ (семьи, племени, народа, государства). Тем самым эти естественные социальные сообщества перестают быть религиозными, утрачивают сакральный характер, становятся «профанными» (мирскими, светскими). Индивид, поскольку он является членом такого сообщества, оказывается пребывающим «вне священного», в изоляции от него. Поэтому исторические религии оказываются обремененными новой функцией - миссионерской, стремлением вовлечь в религиозную общину как можно больше людей («спасти», «поставить на путь истинный»). Община становится массовой, но за счет людей, которые, в отличие от учеников пророка, лишены непосредственного религиозного опыта, переживания божьего «дара», благодати. Вот почему особая организация берет на себя миссию распределения благодати - возникает учреждение (например церковь) с особой организационной структурой, иерархией. Харизматическая благодать, которая в первоначальной общине была достоянием каждого (Учителя и его учеников), теперь становится доступной через систему «таинств», выполняемых священником.
Для всех религий характерно наличие общин верующих, но способы организации таких общин весьма разнообразны. Существуют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация (или вероучение) и культ. Различие между церквями и сектами впервые было проведено М. Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трёльчем.
Церковь
- религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся в обществе религиозную организацию значительных размеров. Она характеризуется рядом признаков: утверждает себя как сакральное установление сверхъестественного происхождения, как мистическое «тело Христово», ведает священными институциями - «таинствами», с которыми внутренне связаны духовные дары, которые могут быть переданы верующим, а священники в ней являются функционерами церкви, церковь всегда есть церковь священников (хотя на разных этапах церковной истории были попытки преодолеть идею распределяющих благодать священнослужителей, но преодолена она так и не была, даже в протестантизме, провозгласившем идею «всеобщего священства»). Церковь всегда претендует на непогрешимость в качестве авторитета в вопросах вероучения и выступает как форма власти, господства, она всегда есть институт принуждения (преследования еретиков, инквизиция - насильственные средства, с помощью которых церковь стремилась обеспечить свою власть не только над телом, но и над душой своих чад).