Активизация правосудия как субъекта общественных отношений, укрепление его самостоятельных начал в структуре власти, требуют всесторонних, в том числе и методологических исследований данного феномена. В настоящей статье предпринята попытка определения предмета и принципов социологического исследования правосудия в контексте социальной справедливости. Наряду с изложением общих проблем правосудия, даётся анализ его структуры и функций, предлагается трёх -уровневая структурно-функциональная сетка правосудия для описания различных его состояний. Особое внимание уделяется изучению правосудия как коммуникативной среды и процесса. В завершении работы даётся социологический взгляд-предвидение на изменение места и роли правосудия в жизни общества.
Ключевые слова: правосудие, государственное правосудие, идеальное правосудие, правосудие «заинтересованных» лиц, государственно-общественное правосудие, справедливость, гражданское правосудие, гражданский обвинитель, гражданский защитник.
Правосудие, призванное «исполнять» право по справедливости, не может осуществляться без того, чтобы не быть правом. Но и право не может существовать без правосудия, если хочет исполнения своих норм и предписаний. Будучи структурами, образующими правовую реальность, они взаимно дополняют друг друга, соответствуя, таким образом, определённым функциональным требованиям. И если право выступает силой, то правосудие является способом справедливого применения этой силы на основании законности. Такое правосудие (правоприменение) было востребовано многими поколениями людей, однако мы и сегодня не найдем судов, которые в полной мере отвечали бы этим высоким требованиям. Американцы гордятся своим правосудием и особенно превозносят свою состязательную систему судопроизводства, которая, как они подчеркивают, дает равные шансы обеим сторонам - и обвинению, и защите - оспаривать истину в суде, а присяжным - выбирать между ними. Но если мы вспомним начало знаменитого романа Марио Пьюзо «Крестный отец», то вряд ли сумеем разделить их оптимизм. В книге мы видим совсем другую картину. Похоронщик Америго Бонасера обратился в один из нью-йоркских судов за правосудием - двое молодых юнцов изувечили его дочь, пытаясь над ней надругаться. Как добропорядочный гражданин он верит в законы и порядок, а потому по праву надеется на справедливость судьи. Но суд оказывается фарсом и тогда уже униженный, обманутый в своих ожиданиях Бонасера обращается за правосудием к дону Карлеоне, крестному отцу. И правосудие совершается по принципу «око за око».
Сегодня такой тип «правосудия» в известной мере получил развитие в российской деловой жизни. Если, скажем, партнер по бизнесу обманул на «кругленькую» сумму, то суды тут явно не помогут, надо идти к местному «Карлеоне» за правосудием. Такие, имеющие место факты, говорят не только о крутости нравов, культивируемых определенной частью общества, но также свидетельствуют об изъянах и неэффективности судебного разбирательства.
Какова же судебная практика поиска истины? Можно ли говорить о стиле деятельности судов? Как исполняют социальные роли судья и адвокат? Что влияет на решение жюри (суда) присяжных? Эти и другие вопросы, по словам французского социолога Жака Карбонье, являются «отражающим зеркалом права» и активно исследуются социологами. Рассмотрим эти вопросы, однако, прежде всего, определимся с предметом исследования.