Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:
1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями, она вечна и неизменна;
2) потребности и цели людей в основном духовны;
3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.
Для чувственной культуры характерны:
1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;
2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные;
3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.
К основным элементам культуры относится язык. Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции – создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека.
Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой в пространстве и во времени, по значению. Мы уверены, что земля вращается вокруг солнца, но когда-то люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Индеец пуэбло в своей беседе с К.-Г. Юнгом говорил: «Ведь мы – тот народ, который живет на крыше мира, мы – дети солнца, и, совершая свои обряды, мы помогаем нашему отцу проходить по небу. Если мы перестанем это делать, то через десять лет солнце перестанет вставать. И тогда наступит вечная ночь».
К основным элементам культуры так же относятся и ценности, - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных ценностей. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что нет.
Большую роль в изучении социологии конфликтов играет социальная стратификация.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Например, в большинстве стран феодальной Европы главной характеристикой была принадлежность к определенному сословию: господа-феодалы, свободные горожане или зависимые крестьяне. В эпоху формирования национальных рынков и становления капитализма этническая принадлежность из горизонтального деления стала превращаться в вертикальное. В современном обществе наблюдается сосуществование и переплетение нескольких автономных систем неравенства: власти собственности и престижа. Для описания иерархий в обществе и применяется понятие «социальная стратификация»
Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует особое понятие – «социальная дифференциация», объемлющая различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам, так и по субъективным.
Существует два подхода к пониманию типов стратификации. Первый подход заключается в отождествлении с историческими типами общественного устройства – кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциацией. Другой подход предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм. Можно выделить девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:
- физико-генетическая;
- социально-профессиональная;
- рабовладельческая;
- классовая;
- кастовая;
- культурно-символическая;
- сословная;
- культурно-нормативная;
- этакратическая.
В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства – неравенства. При этом под равенством понимается:
1) равенство личностное;
2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов);
3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.)
4) равенство результатов.
Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком.