Спрос на рабочую силу является производным от спроса на товары и услуги, поскольку отражает спрос на продукт, производимый с помощью этого ресурса: организации нанимают работников не для собственною потребления, а чтобы использовать их для производства товаров и оказания услуг с целью продажи. Спрос на рабочую силу характеризуется объемом и структурой общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных фондами оплаты труда и жизненных средств. Помимо этого, существенными факторами, определяющими современные тенденции формирования спроса на рабочую силу, являются процесс изменения форм собственности, экономический и инвестиционный кризис, развитие внешнеэкономических связей.
Спрос на рабочую силу, осуществляемый работодателями, зависит от положения на всех других рынках. Он отражает количество и структуру потребностей в работниках со стороны предприятий (фирм) в целях заполнения рабочих мест при данных объемах производства и уровне производительности труда. Спрос на рабочую силу в целом по стране в значительной мере зависит от макроэкономических мер, от умелого проведения кредитно-денежной, налогово-бюджетной, инвестиционной и структурной политики. В этом плане, как будет показано дальше, важны переориентация с монетаристских мер по сдерживанию роста денежной массы на кейнсианские по стимулированию совокупного спроса, ликвидация задолженности и постепенное увеличение размеров заработной платы, ее индексация в целях увеличения совокупного спроса, а, значит, наращивание объемов производства и спроса на рабочую силу.
Количественная величина спроса на рабочую силу имеет три вида. Это:
• удовлетворенный или реализованный спрос — число работников, нанятых фирмой в течение определенного времени (месяц, год);
• нереализованный, неудовлетворенный спрос — количество рабочих мест, которые остаются незанятыми;
• потенциальный, прогнозируемый спрос — спрос на рабочую силу, на краткосрочную или долгосрочную перспективу с учетом развития предприятия.
Структура спроса весьма разнообразна и сложна, так как в общественном производстве насчитываются десятки тысяч конкретных видов труда, и спрос строго регламентирован как по количеству, так и по профессиональному составу. По профессиональному составу он в каждом регионе имеет свои особенности в зависимости от развития производства и сферы услуг, от структурной перестройки экономики. В России в конце двадцатого века больший спрос и большее число вакансий было для финансистов, программистов, менеджеров по сбыту, торговых представителей, рекламных агентов, высококвалифицированных секретарей.
Формирование спроса на рабочую силу идет на различных уровнях. А начинается с предприятия (фирмы) — этого основного звена любой экономики. Следующей ступенью является отрасль, где суммируется спрос всех предприятий данной отрасли. Совокупность спроса отраслей определяет общий спрос на рабочую силу национальной экономики.
При этом спрос формируемся на предприятиях различных форм собственности. В этой связи следует сказать о предприятиях (учреждениях) государственной собственности. Их доля значительна не только в России, где процесс приватизации еще не закончился, но и в странах с развитой рыночной экономикой.
Государственный спрос на рабочую силу подразделяется как бы на две группы. Первая — спрос в сфере материального производства. Государство, являясь собственником предприятий, выступает в качестве работодателя. Вторая — спрос в непроизводственной сфере, где государство владеет или управляет многими учреждениями. Но во всех случаях оно определяет правила игры на рынке труда и играет важную роль в его развитии и деятельности.