Симбиотичность поколений в современном динамическом обществе Семья как институт социального наследования

Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность такого фактора, как мера доверия молодежи к старшим.

Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Это проявление префигуративности современной культуры. Даже мать как самый близкий человек, не говоря уже о бабушках и дедушках, отходит сегодня на второй план, уступая место сверстнику. В этом - подтверждение общей тенденции перехода нашего общества к новому этапу, когда сверстники выступают главным информационным и поддерживающим источником в решении индивидуальных, зачастую интимных, проблем. Это чревато ослабеванием связей между поколениями, проблематичностью трансляции и восприятия прежнего опыта.

В результате исторической и культурной преемственности каждое новое поколение людей для осуществления своей деятельности овладевает достижениями предшествующих поколений, теми условиями, в рамках которых ему предстоит жить и действовать, делает своим внутренним достоянием культурные ценности, которые создали его предшественники. Но каждое новое поколение вносит и свой собственный вклад. Прошлое - это уже реализованные возможности, а настоящее - это момент перехода возможностей в действительность. Будущее - это то, чего нет в форме актуальной действительности.

Изменение социокультурной ситуации современной России затрагивает все стороны социального бытия, в том числе социального института семьи. Развитие института семьи выступает в качестве комплексной социальной проблемы, так как семья представляет собой сложную, многогранную систему социокультурного функционирования человека, является важнейшим институтом социализации. Институт семьи, испытывая влияние множества социальных, психических, культурно-исторических факторов отражает и существующие изменения государственной социальной политики, влекущие за собой глубокие сдвиги в социальной жизни.

В силу целого ряда причин проблема родительских аттитюдов, их трансляции в культуре занимает центральное место в социальной политике, ее реализации в социальной работе. Это в частности объясняется изменениями, происходящими во взаимодействии института семьи с другими социальными институтами, изменением экономической и социальной ситуации внутри семейных отношений.

В связи с этим необходимым выступает научный анализ социокультурного наследования ценностных ориентаций.

Семья как объект социологического исследования затрагивает интересы целого ряда исследовательских направлений научных школ.

Впервые проблемы семьи и внутрисемейного взаимодействия упоминаются в трудах Платона, Анаксагора, Аристотеля, Зенона, где семья рассматривается как первый опыт общества, анализируется роль семьи в поддержании социального порядка. Особое значение для понимания семейных взаимоотношений и межличностных коммуникаций имели работы И.С. Кона, М.С. Мауковского, А.Г. Харчева.

Проблемы взаимодействия детей и родителей неотъемлемо связаны с наследованием традиционных культурных норм.

Э. Берн, Р. Ричардсон, Т. Харис рассматривали возрастные периоды, наиболее благоприятные для усвоения социальных норм и ценностей, а также становление и развитие эмоциональной связи родителей и детей.

Проблема социального взаимодействия поколений широко освещена в трудах Г. Спенсера, который считал, что человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции.

Е.С. Балабанова, М.Ю. Михайлова, З.М. Саралиева, С.С. Ярушенко изучают процесс наследования культурных особенностей в семье и в различных социальных группах, в том числе процессы депривации, трансляции культуры от поколения к поколению.

Именно семья выступает мощным институтом социального проектирования, закладывая основы развития ценностного потенциала будущего человека нового поколения. Это предполагает новый дискурс, позволяющий проследить динамику взаимодействия поколений.

Родительские аттитюды представляют собой многомерный феномен, отражающий, с одной стороны, индивидуальные представления каждого человека, базирующиеся на его личном опыте, формируемом социальной реальностью, с другой стороны, это опыт предшествующих поколений, усвоенный путем наследования тех или иных социокультурных традиций и ценностей. Родительские аттитюды транслируются из поколения в поколение, детерминируются той социальной группой, в поле которой они формируются. Глубина осознавания родительских аттитюдов находиться в прямой зависимости с возможностью социального использования накопленного предыдущими поколениями опыта с учетом требований нового социокультурного инвайронмента, осознания и анализа наследуемых родительских аттитюдов, обеспечивает гибкость и эффективность адаптации индивидов в социуме.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...