В книге рассматриваются вопросы, связанные с отношением к социальной информации и формированием у человека и его образований (общественных, производственных, государственных) системы социального реагирования на информацию, способствующей ориентации в условиях общества.
Рассчитана на философов, психологов, социологов, политологов, специалистов в области научной информации, работников государственной системы управления, преподавателей, студентов высших учебных заведений.
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор П. Н. КАЛОШИН,
доктор философских наук, профессор М. X. ХАСАНОВ.
Явление, которое мы называем социальным реагированием на информацию, привлекает внимание исследователей своим ярким проявлением в современных условиях, благодаря сложным социальным процессам в развитии общества, обусловленным научно- техническим прогрессом, восприятием социальной информации от условий и ситуаций экономической, политической, производственной, научной, культурной и бытовой сфер жизни. Данное обстоятельство постоянно порождает новую социальную информацию, связанную с отношением к ней человека и его образований, выраженным в социальном реагировании на информацию как таковом, с одной стороны, в стремлении управлять и в действительных условиях управления процессом социального реагирования на информацию – с другой. При этом в науке идет непрерывный поиск ответа на вопрос, каким образом работает механизм сознания, включающий в себя на уровне человека, как мы понимаем, механизм реагирования на информацию.
Мы исходим из того, что реагирование в обществе, как и в природе, такое же естественное явление, как и информация. При этом изучение реагирования на информацию в самом обществе проливает свет на определенные закономерности формирования информации, преимущественно социальной, что в свою очередь влияет на развитие и особенности поведения человека и его образований, на социальные процессы и общественное развитие в целом, на управление и самоуправление в обществе.
РЕАГИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИЮ В ПРИРОДЕ И В ОБЩЕСТВЕ. РЕАГИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИЮ КАК ПРОБЛЕМА
С развитием научно-технической революции появилась потребность в создании информационных систем и исследовании информационных процессов, влияющих на производство и воспроизводство информации. Но это одновременно означало, что активно начал развиваться процесс реагирования на информацию, который возникает как потребность общественной практики и, в свою очередь, становится непременным условием развития научно-технической революции.
Дело в том, что с развитием информации и накоплением знания развивается само отношение к информации, которое оказывается в прямой зависимости от качественной или семантической сторон информации, ее количественных характеристик и распространенности. Другими словами, это неотделимая сторона информации при ее выработке, обработке, хранении и использовании.
Социальная природа этого явления проявляется в форме реагирования на информацию, постоянного — с точки зрения общественного организма как такового, и дискретного — с точки зрения реагирования отдельных людей, групп и коллективов на различную информацию. Таким образом, реагирование на информацию происходит на всех уровнях общественной и производственной жизни людей.
С социальной и информационной точек зрения реагирование на информацию — это та часть информационной деятельности людей, информационных процессов и систем, которая непосредственно связана с социальными процессами и их развитием, с производством научных и технических знаний и общественного воспроизводства в целом.
Напрашивается единственный вывод: процесс реагирования на информацию сопровождает информационный процесс, или, если говорить более точно, эти процессы являются сопредельными.
Подобное явление заметил еще Клод Шеннон. "Наука об информации накопила изрядный опыт по поведению, соответствующий арсенал средств, способствующий реакции на информацию",— писал он в "Бандвагоне". Формально реагирование на информацию не вычленялось из информационного процесса как предмет исследования, но стремительное развитие таких дисциплин, как теория управления, науковедение, информатика, семиотика, социальная психология, инженерная психология, социология (в том числе конкретно-социологические исследования) и ряд других, является показателем исследования и разработки именно этой социально-информационной стороны развития науки и общества.
Анализ литературы показывает, что, как правило, у исследователей можно обнаружить определенные стороны, относящиеся к различным аспектам реагирования на информацию, "работы" этого явления и его значения для развития науки и общества, в том числе для поведения индивидуумов, групп и коллективов.