Основой прогнозных расчетов должны служить: потребности народного хозяйства и населения республики, региона; региональные ресурсы и варианты их рационального использования; НТП и возможные варианты развития межгосударственных связей по обеспечению топливно-сырьевыми ресурсами и сбыта готовой продукции.
В комплексных прогнозах регионов содержится анализ экономического и социального их развития. Особая значимость придается структурным сдвигам, решению проблем социального развития, занятости, финансовых ресурсов, охраны окружающей среды, внешнеэкономических связей региона.
Система планов.
С целью обеспечения скользящего планирования и взаимодействия макро- и микроуровней должна разрабатываться система планов, включающая планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта.
На макроуровне должны разрабатываться планы, программы экономического и социального развития страны, на региональном уровне — планы развития регионов (областей, районов, городов). Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отраслевых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.
Система планов временного аспекта включает:
- долгосрочные планы (па период 15 — 20 лет),
- среднесрочные (3 — 5 лет),
- краткосрочные (до года),
- оперативные (сутки, неделя, декада).
Долгосрочный план должен отражать стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия развития отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах.
В среднесрочных планах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Их целесообразно разрабатывать сроком на 3 — 5 лет. Наиболее оптимальным сроком считается пятилетний период, поскольку в течение 5-ти лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов. Показатели должны определяться по каждому году пятилетки. Изменения, происходящие в течение пятилетки, необходимо отражать в долгосрочном плане, т.е. последний должен корректироваться и по истечении 5-ти лет продлеваться (разрабатываться) па следующий 5-й период.
Годовые планы формируются па основе пятилетних планов. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременно корректируется и пятилетний план.
Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.
Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики (на год).
В 1998 г. был принят закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь". Он определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, а также порядок их разработки. Государственные прогнозы и программы используются при принятии государственными органами управления решений в области социально-экономической политики. Законом предусмотрено разрабатывать Национальную стратегию устойчивого развития на 15 лет, основные направления социально-экономического развития на 10-летний период, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Программа является основой разработки прогноза социально-экономического развития на год.