СИСТЕМА ПРОГНОЗОВ И ПЛАНОВ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ СОПРЯЖЕНИЯ.

Основой прогнозных расчетов должны служить: потребности народного хозяйства и населения республики, региона; региональ­ные ресурсы и варианты их рационального использования; НТП и возможные варианты развития межгосударственных связей по обеспе­чению топливно-сырьевыми ресурсами и сбыта готовой продукции.

В комплексных прогнозах регионов содержится анализ экономического и социального их развития. Особая значимость придается структурным сдвигам, решению проблем социального развития, занятости, финансовых ресурсов, охраны окружающей среды, внешнеэкономических связей региона.

Система планов.

С целью обеспечения скользящего планирова­ния и взаимодействия макро- и микроуровней должна разрабаты­ваться система планов, включающая планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта.

На макроуровне должны разрабатываться планы, програм­мы экономического и социального развития страны, на региональ­ном уровне — планы развития регионов (областей, районов, горо­дов). Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отрасле­вых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.

Система планов временного аспекта включает:

- долгосрочные планы (па период 15 — 20 лет),

- среднесрочные (3 — 5 лет),

- краткос­рочные (до года),

- оперативные (сутки, неделя, декада).

Долгосрочный план должен отражать стратегию экономи­ческого и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия разви­тия отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах.

В среднесрочных планах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Их целесообразно разрабатывать сро­ком на 3 — 5 лет. Наиболее оптимальным сроком считается пятилет­ний период, поскольку в течение 5-ти лет можно осуществить строи­тельство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов. По­казатели должны определяться по каждому году пятилетки. Изменения, проис­ходящие в течение пятилетки, необходимо отражать в долгосрочном плане, т.е. последний должен корректироваться и по истечении 5-ти лет продлеваться (разрабатываться) па следующий 5-й период.

Годовые планы формируются па основе пятилетних планов. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременно корректируется и пятилетний план.

Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-эконо­мических, научно-технических и экологических проблем.

Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социально­го развития республики (на год).

В 1998 г. был принят закон "О государственном прогнозирова­нии и программах социально-экономического развития Республики Беларусь". Он определяет цели и содержание системы государствен­ных прогнозов и программ социально-экономического развития стра­ны, а также порядок их разработки. Государственные прогнозы и программы используются при принятии государственными органами управления решений в области социально-экономической политики. Законом предусмотрено разрабатывать Национальную стратегию устойчивого развития на 15 лет, основные направления социально-экономического развития на 10-летний период, программы социаль­но-экономического развития на среднесрочную перспективу. Програм­ма является основой разработки прогноза социально-экономического развития на год.

Перейти на страницу: 1 2 

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...