Система прогнозов.Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).
По масштабу прогнозирования выделяют:
- макроэкономические прогнозы,
- межотраслевые и межрегиональные прогнозы,
- прогнозы развития народнохозяйственных комплексов,
- отраслевые и региональные прогнозы,
- прогнозы звеньев экономики;
- прогнозы предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.
Во временном аспекте прогнозы подразделяются на:
- долгосрочные (от 5 до 15 — 20 лет),
- среднесрочные (от 3 до 5-ти),
- краткосрочные (от месяца до года),
- оперативные (до 1 месяца — на каждый лень, неделю, декаду).
Система частных прогнозов включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.
Демографические прогнозы характеризуют динамику народонаселения, численность населения на перспективу, половозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовые ресурсы. На их основе формируется демографическая политика (стимулирование рождаемости, сокращение смертности и т.д.), определяются потребности в продовольствии и непродовольственных товарах, прогнозируется развитие социальной сферы, жилищного строительства.
Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат также информацию о состоянии окружающей среды и комплекс мероприятий по предотвращению или максимальному смягчению негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.
Обоснованные представления о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможных приложениях этих результатов в производстве и других сферах народною хозяйства, об экономических, социальных, экологических последствиях НТП дают прогнозы развития науки и техники. Это направление прогнозирования охватывает следующие виды прогнозов: прогнозы развития фундаментальных наук, предвидимых научных открытий; научно-технические прогнозы по комплексным направлениям НТП (комплексная автоматизация производства, электронизация и т.д.); прикладным направлениям в разрезе отраслей народного хозяйства; прогнозы развития отдельных видов продукции и технологических процессов.
На основе прогнозов научно-технического развития осуществляли выбор приоритетов НТП. В рамках приоритетных направлений НТП разрабатываются научно-технические программы.
В Республике Беларусь разработан комплексный прогноз НТП на период (1993 — 2015). В нем представлен анализ, вскрыты проблемы развития пауки и техники за предшествующий 10-летний период, показаны основные мировые тенденции развития пауки и техники. Охарактеризован научно-технический потенциал (дана оценка фундаментальных и прикладных исследований, международного обмена научно-технической информацией, технического уровня производства).
Социальные прогнозы характеризуют уровень социального развития, решение проблем свободного времени, направления совершенствования образа жизни, задач удовлетворения потребностей людей.
Экономические прогнозы характеризуют динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.
На основе частных прогнозов, характеризующих различные стороны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.
Логика разработки комплексных прогнозов экономического и социального развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста; определение возможных альтернатив развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте развития; основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике; формирование механизма государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения.