Достаточно формален характер соглашений на отраслевом и региональном уровнях. С одной стороны, здесь профсоюзы в значительной степени выступают лоббистами отраслевых интересов перед государством, а с другой - эти соглашения часто излишне детализированы, что существенно сковывает свободу трудовых коллективов на предприятиях.
Таким образом, в области социального партнерства необходимо прежде всего обеспечить переход от показных к реальным его формам. Это должно происходить одновременно на всех уровнях (предприятие -фирма - отрасль - регион - страна). Тогда система партнерства будет представлять собой непротиворечивую, взаимоувязанную, иерархическую структуру регулирования производства, в которой на самой высокой ступени определяются наиболее общие гарантии (например, минимальный уровень заработной платы) и масштабы регулирования (общие направления политики доходов и зарплаты), а на низшей - более детально и конкретно нормы и условия труда. При этом решения, принимаемые по вопросам социальной защиты работников на более высоких уровнях, должны носить не рекомендательный, а обязательный характер. Система социального партнерства на общефедеральном уровне призвана на практике выполнять следующие функции:
- ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости;
- проведение консультаций и переговоров по трудовому законодательству и другим вопросам трудовых отношений;
- примирение и посредничество при общенациональных (или крупных) забастовках и конфликтах;
- выполнение совещательной роли при обсуждении общих вопросов экономической и социальной политики;
Коллективные соглашения на уровне отрасли и региона должны включать лишь предельные значения гарантий условий труда и его оплаты и прежде всего содействовать достижению конкретных соглашений на предприятиях. В них должны определяться права и обязанности работников и работодателей на предприятиях отрасли или региона.
Главная задача сейчас - развитие реальных механизмов коллективно-договорного регулирования именно на этом уровне. Роль государства состоит в том, чтобы создать лучшие правовые возможности для заключения коллективных договоров и более полного учета в них интересов различных групп работников как объединенных, так и не объединенных в профсоюзы. Это обеспечивается, в частности, заключением коллективных договоров любой профсоюзной организацией или группой работников, в том числе с использованием услуг посредников.
Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.
В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равно правив сторон. Принципиальным условием возникновения и функционирования социально-трудовых отношений в рыночной экономике является юридическая независимость их субъектов. Осуществляемая реформа восстанавливает права собственности работника на свою рабочую силу. Но вряд ли можно говорить о том, что наемный работник является полноправным партнером в социально-трудовых отношениях. В условиях кризиса социально-экономической системы он не может выступить в качестве самостоятельной, активной личности. Все его устремления направлены на то, чтобы выжить, обеспечить потребности своей семьи, сохранить рабочее место.