Модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д.Беллом, Э.Тоффлером и др.
Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса "среднего класса". Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее
также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации. Переход к по-
стиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.
В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) принято называть общественными отношениями.
Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, складываются вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются предварительно "проходя через сознание" людей, детерминируются их духовными ценностями.